Расул Рысмамбетов, turanpress.kz, 18 ноября
Когда недавно президент Казахстана объявил о повышении минимальной заработной платы с 42,5 тыс. тенге до 60 тыс. тенге, общественность аплодировала стоя. А вот три года назад, Нурсултан Абишевич поручал повысить МЗП с 28 тыс. тенге до 42 тыс. тенге. Тоже были аплодисменты. Сейчас доля продуктов питания в потреблении домохозяйств по данным бюро национальной статистики в среднем по Казахстану составляет 53,4%, а в трех регионах превысила 60% - Алматинская область (60,6%), Жамбылская область (63,4%), Туркестанская область (62,0%). Это означает наступившую бедность, а вовсе не то, что мы начали питаться фуагра и икрой, которые выросли в цене. Близки к ним Атырауская (57,8%) и Западно-Казахстанская (57,0%). Идеальных пропорций нет, то можно сделать предположение, что, если расходы семьи на питание составляют более 20%, это уже является проблемой для дальнейшего роста. Последние несколько лет во всех областях бьют в набат, что продукты питания становятся все менее доступными для людей, однако в столице это слышат плохо, как сквозь вату. В столице больше озабочены глобальными проблемами и не всегда адекватными вещами. Политические активные бедные и голодные люди и сами смогут в буквальном смысле достучаться до властей, однако этот удар, боюсь, будет последнее, что увидят акимы регионов и центральные власти. А пока государственные органы, квазигосударственный сектор, акиматы и даже президент – опираются на аналитику, которая нередко их обманывает и похожа на невнятные возгласы, а не четко артикулированные выводы. Скажу больше, после того как госорганы решили, что их будут оценивать по комментариям и постам в Фейсбуке, казахстанский бюджет через разные схемы выделяет не менее нескольких десятков миллиардов тенге на хорошие отзывы о чиновничестве. Создаются IT компании однодневки, они выигрывают тендеры на информационное сопровождение и перезаказывают у фрилансеров. В данной схеме давно нет места для вдумчивого анализа проблем, тут есть потребитель – "госорган", поставщик – "IT банда", исполнители – "случайные лидеры мнений", которых просят бесплатно или платно поддержать какие-то окологосударственные инициативы – от строительства туалетов вдоль трассы до осуждения/оправдания госчиновников, сидящих в СИЗО. В министерствах, в крупных компаниях, политических партиях уже есть свой штат, числящихся как секретари, сотрудники PR и прочие скромные люди, которые ведут порой по 10 профилей в соцсетях, хвалят руководство и не забывают ругать критиков. Немного раньше, госорганы, квазигосструктуры осознали, что в соцсетях собирать данные несолидно и надо запускать свои региональные опросы, кабинетную аналитику и прочие аналитические инструменты. Однако крайне важно было сделать так, чтобы результаты и выводы были "правильные" и отражали прогресс на стороне заказчика. Заранее просить аналитические структуры какой-то вывод – опасно и можно нарваться на утечку просьбы, а надеяться на то, что беспристрастный анализ даст хорошие результаты – наивно. Рыночный закон неумолим – спрос рождает предложение. Вокруг многих госструктур появились аналитические структуры, которые их обслуживают – пишут техзадание для себя, выигрывают этот конкурс, снимают маржу, отдают часть заказчику, а на остаток нанимают аналитиков, которые проводят исследования. После получения результатов исследования компания-"прокладка" находит нужный ракурс в полученных данных и делает отчет. Бывает и другое – на основании полученных беспристрастных данных, специально обученная компания пишет краткое резюме, где излагает нужные выводы, а длинные, 100 страничные отчеты и таблицы с тысячами данных – никто и не смотрит. Таким образом достигается тишина при распределении бюджета, появляется рынок аналитики, которая с одной стороны реальная (потому что привлекают независимых аналитиков), а с другой стороны псевдоаналитика, потому что полные отчеты не читают, а докладывают наверх лишь резюме, которые часто не совпадают с экспертными выводами. А никто и не читает полные версии. Появился рынок "столичной" аналитики. Она не обязательно привязана к столице, географически это могут быть и региональные структуры, но выводы делаются такие, чтобы можно было только похвалить госорганы. Похожая ситуация бывает с исполнением госпрограмм, когда квазигоскомпании по ходу выполнения программы, понимают, что не справляются с заданием и вынуждены менять пресловутые KPI и оценивают себя уже по удобным для себя показателям. Третья, высшая, стадия такой "столичной" аналитической работы – это создание полноценных аналитических структур, которые в своем анализе опираются не на профессиональные знания, здравый смысл и мировые практики, а на измерение соответствия работы госорганов и нацкомпаний их внутренним нормам эффективности. Как вкратце описал ситуацию эксперт: "Спрос рождает предложение. Бюджет пилится в тишине. Рождается механизм закупок с одного источника и госзаданий. Соответственно, появляется и рынок внешней закрытой аналитики, хоть реальной, хоть псевдо". Если греки описывали уроборос, как змея, кусающая себя за хвост, то в случае с аналитикой, эта змея себя за хвост целует и предлагает обществу аплодировать этому. При этом выводы экспертов, специалистов, независимых и государственных как-то упаковываются в привычные "караван выправляется в пути", "государство готово тратить любые деньги, лишь бы людям жилось хорошо", "впервые в мире людям отдали их пенсию на квартиры, а пенсии платят из Нацфонда" - что создает крикам отчаяния умиротворяющий аккомпанемент с патриотическими нотками. Удивительно, что выводы Счетного комитета уже публикуются в СМИ; последние мероприятия в СЦК показали, что даже самые терпеливые – "паркетные" журналисты – задают непростые вопросы, однако это не транслируется в поправки в госполитику. Создается впечатление, что госаппарат, окружив себя красотой отчетов, уже потерял функциональные навыки вычитывания и понимания аналитических исследований, просто выполняя процедуру "заказ-распил-откат-отчет" в режиме двигательного автоматизма. Возвращаясь к стремительно беднеющим казахстанцам – данная тенденция уже отражена в самых официальных источниках – госстатистике и пока не наблюдается никаких подергиваний госполитики в сторону исправления этой ситуации. К сожалению, если "верхи не хотят" исправить, то "низы не могут" так долго выживать. Госаппарат себя спеленал множеством инструкций и сам не понимает, как выбраться из этой бумажной трясины. Казахстанцы голосуют ногами, кто может, а когда наиболее неимущие захотят исправить ситуацию – будет поздно. Самое время переосмыслить сущность и роль государства в Казахстане, самое время понять – зачем нам чиновники и на что мы платим пусть маленькие, но существенные налоги. |