NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 12:47 ast
10:47 msk

Депутаты Мажилиса сделали ряд депутатских запросов по актуальным вопросам развития страны
На пленарном заседании под председательством Спикера Мажилиса Нурлана Нигматулина депутаты одобрили ратификационный законопроект, касающийся порядка защиты конфиденциальной информации в сфере конкуренции Евразийской экономической комиссией, а также подняли ряд актуальных тем в своих депутатских запросах
27.01.2022 / политика и общество

Нур-Султан, 26 января, Дом Мажилиса

На пленарном заседании под председательством Спикера Мажилиса Нурлана Нигматулина депутаты одобрили ратификационный законопроект, касающийся порядка защиты конфиденциальной информации в сфере конкуренции Евразийской экономической комиссией, а также подняли ряд актуальных тем в своих депутатских запросах.
"Добро" Мажилиса на пленарном заседании получил ратификационный законопроект – Протокол, содержащий изменения в Соглашение о порядке защиты конфиденциальной информации и ответственности за ее разглашение при осуществлении Евразийской экономической комиссией полномочий по контролю за соблюдением единых правил конкуренции.
Протокол направлен, прежде всего, на приведение Соглашения в соответствие с положениями Договора о Евразийском экономическом союзе.
Комиссия в рамках реализации своих полномочий по контролю за соблюдением единых правил конкуренции на трансграничных рынках запрашивает и получает необходимую информацию, в том числе конфиденциальную, от государственных органов, юридических и физических лиц.
Определяется порядок работы с конфиденциальной информацией, и регламентируется ответственность сотрудников Комиссии за ее разглашение.
На пленарном заседании парламентарии сделали ряд депутатских запросов в адрес государственных органов. Их озвучили А.Жамалов, Е.Смышляева, Е.Смайлов, К.Иса, К.Ержан, Ж.Ахметбеков, С.Ерубаев, Е.Жанбыршин, А.Конуров, Г.Хамзин, Е.Бейсенбаев, А.Перуашев.
В частности, депутат Мажилиса Аманжан Жамалов считает необходимым провести комплексный аудит активов Фонда "Самрук-Казына".
Отметив, что при создании Фонда ставилась цель - через профессиональное корпоративное управление нацкомпаниями увеличить эффективность их деятельности, депутат подчеркнул, что суммы дивидендов в госбюджет от "Самрук-Казына" все это время были значительно меньше, чем средства, направляемые из бюджета на их инвестиционные проекты.
- В каком бы формате граждане не получили право на владение долей в фонде, без такой оценки и ее опубликования в открытом доступе, они не будут знать, что им предлагают – реальные инвестдоходы или огромные долги? Если не дать точный и конкретный ответ на этот вопрос – в неведении будут также находиться как нынешние, так и будущие потенциальные инвесторы, - уверен А.Жамалов.
По словам мажилисмена, долг "Самрук-Казына" превышает 7,5 трлн. тенге.
- Сейчас нам очень важно принять такие решения, которые бы способствовали укреплению нашей экономики, - подчеркнул А.Жамалов.
А депутат Екатерина Смышляева подняла вопросы социальной ответственности отечественных и иностранных инвесторов. По мнению депутата, социальный аспект должен стать одной из важных частей Концепции новой инвестиционной политики, которая разрабатывается по поручению Президента страны. Для этого мажилисмены предлагают закрепить в инвестдоговорах специальный раздел по социальным обязательствам. А для социально-ответственных компаний - считают возможным предоставление дополнительных льгот.
- Сегодня ни одно из трех существующих типов инвестиционных соглашений не содержит раздела по социальным обязательствам инвесторов в отношении работников предприятий. И если отечественные компании, как правило, выполняют эти обязательства без формальных договоров, то этого нельзя сказать об иностранных инвесторах. Работники должны иметь социальный пакет, безопасное рабочее место, возможность повышать квалификацию и развиваться, - отметила Е.Смышляева.
Мажилисмен Азат Перуашев поднял вопрос о частной монополии на подъездные железнодорожные пути.
- Предприниматели приводят примеры, когда доставить груз за тысячи километров из Актау до Кокшетау обходится дешевле, чем затем его же с магистрали по подъездному пути подать до предприятия. Доходит до того, что заводам дешевле самим построить новые подъездные пути в обход "захваченных" путей. Природа действий одна: ничего не создавая самим, облагать данью реальных производителей. Так, по расчетам бизнеса, каждое предприятие вынуждено платить монополистам до 100 млн тг в год. При том, что на каждом подъездном пути находится несколько предприятий, как на участке "Промышленный" в Алматы, где расположены 38 заводов, отправляющих и принимающих тысячи вагонов. Только с этого участка монополисты собирают около 3 млрд. тг. в год, а в целом по стране речь идет о сотнях миллиардов тенге. И все эти расходы ложатся в себестоимость и цену товаров, прямо влияют на инфляцию, - сказал А.Перуашев.
Напомнив о поручении Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева разобраться с проблемой, парламентарий подчеркнул, что монополисты только расширили свои масштабы.
- В этой связи просим Правительство, Генеральную прокуратуру и Агентство по развитию конкуренции выполнить поручение Президента, а именно - поставить окончательную точку в данном вопросе. Частное управление должно служить интересам рынка, а не рынок – частному монополисту, - сказал А. Перуашев.
Кроме того, мажилисмены в своих депутатских запросах также подняли вопросы усовершенствования национальных статистических данных, проблемы майнинга, утилизационного сбора, работы мониторинговых групп и др..

---

Депутатский запрос Бейсенбаева Е.С.

Премьер-министру Республики Казахстан Смаилову А.А.
Уважаемый Алихан Асханович!
На недавней встрече с представителями бизнеса Глава государства отметил, что надо определить новые "правила игры". Более честные, прозрачные и справедливые.
Как мы все знаем, январские события выявили и обнажили проблемы, копившиеся за последние годы. Мы увидели реальную разницу между декларируемыми статистическими данными и фактическим положением дел, которые набрали критическую массу, что привело к большому возмущению населения.
Как известно, пандемия в 2020 году потрясла экономическую ситуацию и у нас, но несмотря на этовесь 2021 год статданные республики показывали положительные результаты. Например, весь прошлый год Национальный банк твердил о том что, уровень инфляции не превышал 8%, а рост цен на продукты питания составил не более 20%.
Но каждый из нас знает точно, что основные протесты мирных демонстрантов в январе начались на почве роста цен. Одним из недостатков Правительства в принятии решений является использование недостоверной и неточной статистики.
Статистика должна быть зеркальным отражением всего происходящего в стране, а у нас она оказалась в большем случае нарисованной.
В подтверждение этого, нам кажется, что только статисты не слышали о подорожании продуктов в августе-сентябре, той же картошки в три раза. А некоторые строительные материалы подорожали в 2,5 раза и цены на них по сей день остались на том же уровне. В то же время Министерство торговли заявило, что общий рост цен не превысил 12 процентов. Ни одни из этих данных не были опровергнуты Национальным бюро статистики и были приняты за норму. Это первое.
Во-вторых, по данным Национального бюро статистики, средняя заработная плата в стране составляет 257 тыс. тенге, а среднедушевые номинальные доходы населения – около 131 тыс. тенге. Будем откровенны, этим цифрам не верят сами статисты, не говоря уже о простых гражданах. Напоминаю вам, что Глава государства на встрече с предпринимателями отметил, что ежемесячный доход половины населения не превышает 50 тысяч тенге, и жить на такие деньги практически невозможно.
В-третьих, по данным того же Бюро, численность безработных в Казахстане в 2021 году составила 4,9%, то есть около 451 тыс. человек. Среди них около 78 тысяч безработной молодежи. Эти цифры наглядно показывают, что статистика это одно, а реальная ситуация – это совсем другое.
К примеру, в ноябре 2021 года нами было отмечено, что число безработных в стране значительно выше, а уровень безработицы среди молодежи в ней скрыт различными придуманными показателями. Кроме того, в начале того же года мы говорили о 12 тысяч нелегально работающих казахстанцев в Корее. Но эти предложение и предупреждения с нашей стороны были мягко проигнорированы со стороны правительства, которые отправили пустую отписку со словами "учитываем, видим, делаем".
Уже давно пора поменять определения и используемые вами завуалированные термины, как: низкая экономическая активность, самозанятые граждане, молодежи категории NEET. Хотя они должны рассматриваться как безработные. Только тогда определится реальный процент безработных в стране и это скорее всего будет гораздо большая цифра.
В-четвертых, спорное количество людей, проживающих в крупных городах. По итогам недавней национальной переписи в Алматы проживает более 2,1 миллионов человек, в Шымкенте - 1,1 миллиона человек. В действительности же в Алматы проживает не менее 2,5 миллионов человек, а в Шымкенте - 1,5 миллиона. Получается, что эти люди действительно есть, но в данных национальной статистики их нет?! Ясно видим, что в вопросе общей статистики, наряду с конкретными цифрами отсутствуют прогнозирование и анализ. Этот цифровой дисбаланс существенно мешает работе акиматов. Что приводит к некорректным и даже системным ошибкам при принятии решения социально-экономического характера. А это в свою очередь приводит к социальному напряжению.
Вместе с тем, на национальную перепись с 2018 по 2021 год было потрачено около 9 млрд. тенге бюжетных средств. Эта сумма, как и само качество проведения переписи вызвает много вопросов у населения. Мы и сейчас не знаем, на что конкретно были потрачены деньги.
Уважаемые коллеги! Расхождение недостоверных статистических данных на бумаге не выдерживает критики. Поэтому считаем необходимым в срочном порядке отрегулировать подходы в этой отрасли. Считаем целесообразным определить новый порядок открытых, прозрачных и справедливых действий в области статистики. Также в кратчайшие сроки просим дать отчет о потраченных средствах для проведения национальной переписи населения с приглашением СМИ. Уже давно пора привести статистические данные в порядок.

Депутат
Мажилиса Парламента
Республики Казахстан,
член фракции партии "Nur Otan" Е. Бейсенбаев

---

Депутатский запрос Ержана К.Т.

Первому заместителю Премьер-министра РК Скляру Р.В.
Уважаемый Роман Васильевич!
По оперативным данным Системного оператора, объем потребления электрической энергии по стране за последний год увеличился на 7%. В энергодефицитной южной зоне потребление выросло на 12%. В связи с ростом потребления электроэнергии имел место перегруз в сетях 500 кВ АО "КEGOC" в направлении Север-Юг.
Следствием систематического перегруза стала вчерашняя аварийная ситуация. Она еще раз показала разбалансированность и отсутствие маневренных мощностей казахстанской энергосистемы.
Однако, много лет мы слышали заверения энергетических компаний о том, что у нас имеется большой профицит электроэнергии. Это же утверждали энергетики в тот момент, когда принималось решение о разрешении работы на территории страны майнинговых компаний.
Не секрет, что майнинговая индустрия является одной из самых энергоемких. Низкая стоимость электроэнергии и законодательная возможность использования наших энергетических мощностей для проведения вычислений сделала Казахстан популярным среди игроков майнингового рынка.
Однако, оптимистичные заявления Министерства энергетики о мифическом профиците, отсутствие у государственного администратора четкого представления о реальном состоянии энергосистемы страны привели к ряду стратегических ошибок, сделанных в момент формирования майнинговой инфраструктуры:
1. Фермы были размещены по Республике хаотично, без учета сбалансированности энергетической системы. Например, майнинговая ферма появилась на Шардаринской ГЭС, в энергодефицитной Туркестанской области. Майнеры потребляют 8 МВт электрической энергии по 11 тенге за кВт, при этом бюджетные организации и население платят 15-21 тенге.
2. Не были установлены допустимые энергетические резервы для майнинга. Поэтому вычислительные центры в размещении и потреблении никто не останавливал.
3. Не была подготовлена нормативно-правовая база для развития майнинговой индустрии.
По действующему законодательству в Казахстане добыча и оборот критовалюты запрещен. Как в таком случае работает наша криптоидустрия?
Все крупные майнеры арендуют наши энергетические мощности для осуществления так называемого облачного (удаленного) майнинга, формально не нарушая закон.
Деятельность таких дата-центров носит уведомительный порядок. Официально работают и платят налоги сейчас порядка 70 компаний. В сумме они потребляют порядка 700 Мегаватт. Основной же объем потребления приходится на "серых" нелегальных майнеров и составляет более 1400 Мегаватт.
Итогом однобокого регулирования стало то, что "белых" майнеров энергооператор в случае возникновения дефицита отключает от системы, как это было сделано 24 января. А на нелегальных майнеров у КЕГОКА, что называется, "управы нет". Они в любом случае продолжают "перегружать" энергосистему.
Серые майнеры уходят от налогов, а все "нажитое непосильным трудом" криптоимущество конвертируется на иностранных биржах. Таким образом, наш бюджет почти ничего не получает от развития такой прогрессивной индустрии. За исключением одной тенге с киловата – налоговый сбор, который крайне сложен и непрозрачен в администрировании и платится исключительно белыми майнерами.
На лицо явный пробел в законодательстве. Для его устранения в конце прошлого года депутатами разработан законопроект "О цифровых активах в РК". В этом документе предложен механизм регулирования работы майнеров. Он предполагает лицензирование деятельности майнинговых дата-центров, введение квотирования и приоритетности в выделении электроэнергии для новой индустрии. Предложены нормы по борьбе с серыми майнерами. Разработаны уточнения в налоговое законодательство. Эти меры позволят новой индустрии цивилизованно работать на рынке, приносить доходы в бюджет, участвовать в создании новых генераций и соблюдать интересы энергетической безопасности нашей страны.
Инициированный депутатами законопроект находится на заключении Правительства, однако, принимая во внимание остроту проблемы, просим Вас:
- ускорить подготовку заключения и направить пакет документов в Мажилис для дальнейшей работы;
- незамедлительно на уровне подзаконных актов установить строгие приоритеты при распределении электроэнергии со станции с государственным участием со следующей последовательностью - население, коммунальные предприятия по обслуживанию населения, бюджетные организации, производственные предприятия;
- взять под контроль частоту и географию подключения майнеров в энергодефицитных регионах страны, исходя из результатов ревизии энергосистемы.

Депутаты
Мажилиса Парламента
Республики Казахстан,
член фракции партии "Nur Otan" К. Ержан
Е. Смышляева

---

Депутатский запрос Ерубаева С.С.

Генеральному Прокурору Республики Казахстан Нурдаулетову Г. Д.
Уважаемый Гизат Дауренбекович!
На встрече с бизнес-сообществом 21 января текущего года Глава государства К.Токаев дал целый ряд важный поручений по развитию делового климата и честной конкуренции.
Фракция "Ак жол" поддерживает крайне критические оценки Президента монополизации экономики и использования силовых методов против конкурентов приближенными к власти структурами.
В частности, Касым-Жомарт Кемелевич поручил "Не отдавать все заказы одним и тем же компаниям".
В том же выступлении он отметил, что "Следует принять меры по исключению случаев использования правоохранителей в спорах коммерческих субъектов. При выявлении таких случаев необходимо принимать самые жесткие меры".
Глава государства поручил Генеральной прокуратуре установить причины и условия, способствующие таким нарушениям, и дать принципиальную оценку действиям виновных лиц, допустивших их.
В партию "Ак жол" поступают обращения предпринимателей из регионов, ярко показывающие злободневность этих проблем.
Так, предприниматель из Семея, владелец ТОО "Металлист" Айдос Сериккалиулы, сообщает о том, как против него брошены следователи и оперативники, возбуждены уголовные дела только за то, что он с другими коллегами подписал обращение к Главе государства с просьбой проверить и разобраться, по какой причине все самые крупные тендеры в регионе выигрывает одна и та же компания.
Самым срочным образом, на следующий же день из областного центра прибывает следственно-оперативная группа и проводит допросы всех, кто подписал обращение к Президенту страны.
Затем прибывает еще более многочисленная группа полицейских, которые проводят многочасовые обыски в его доме, во всех офисах компании. Изъяты компьютеры, ноутбуки, роутеры, флэшки, даже детские планшеты.
В итоге фабрикуются "доказательства", что обращение к Президенту и сопутствующие публикации в социальных сетях нанесли ущерб местной олигополии на сумму 456 млн. тенге в виде упущенной выгоды. Следствие уже закончено, уголовное дело направлено в суд, на имущество предпринимателя наложен арест, хотя такой спор должен носить исключительно хозяйственный, гражданско-правовой характер. Примечательно, что первые две независимые экспертизы не подтвердили обвинения полиции, но была назначена и третья, которая дала "нужное" полиции заключение.
Более того, Департамент полиции ВКО завел и уголовное дело по имущественной сделке уже с другим предпринимателем, хотя такой спор подлежит рассмотрению исключительно в гражданско-правовом порядке. Договор был заключен еще в 2015 году на приобретение убыточного, обремененного огромными долгами предприятия. Согласно договору, продавец соглашался принять оплату в рассрочку, по мере оздоровления предприятия. В течение шести лет, не имея никаких претензий, регулярно получая средства в счет оплаты по договору, продавец вдруг отказывается принимать окончательный расчет, обвиняя покупателя в обмане.
Следственные органы немедленно возбуждают уголовное дело, изъята вся финансово-хозяйственная документация, полностью парализована деятельность компании, для чего ее лишили и строительной лицензии 1 категории. Это дословно о чем сказал Президент Токаев, что предприниматели жалуются на полицию, обыски и выемки документов, ограничения в работе. И все это только из-за того, что его деятельность пересеклась с интересами местной олигополии.
В этой связи, уважаемый Гизат Дауренбекович, депутатская фракция ДПК "Ак жол", не вмешиваясь в существо дела, в то же время требует выполнить поручение Президента "Исключить использование правоохранителей в коммерческих спорах", а "Генеральной прокуратуре дать принципиальную оценку действиям виновных лиц".
Мы требуем прекратить уголовные дела и преследования предпринимателя, и дать возможность сторонам решить свои разногласия в гражданском порядке, без запугивания и уничтожения бизнеса.
Напоминаем, что Глава государства в своем первом Послании говорил, что воспрепятствование законному предпринимательству со стороны официальных органов должно расцениваться как преступление против государства, что повторил и на встрече 21 января.

Депутаты фракции ДПК "Ак жол"

---

Депутатский запрос Жамалова А.М.

Премьер-министру Республики Казахстан Смаилову А.А.
Уважаемый Алихан Асханович!
В своем выступлении на заседании Мажилиса Парламента Глава государства дал поручение пересмотреть работу фонда "Самрук-Казына".
В обществе начались жаркие дискуссии о судьбе фонда. Нельзя не отметить их крайнюю полярность и разрозненность. Но особую тревогу вызывает то, что компетентные и профессиональные мнения специалистов смывает волна хайпа и популизма.
На фоне общей, мягко сказать, истерии, мы видим, как руководство фонда начинает принимать необдуманные и скоропостижные решения, которые могут иметь серьезные последствия.
В связи с этим, считаем необходимым вернуться к планомерной, пошаговой работе в отношении модернизации Фонда.
Мы помним, что при создании Самрук-Казына ставилась цель: через профессиональное корпоративное управление национальными компаниями увеличить эффективность их деятельности. Речь шла о прибыльности и обеспечении роста отчислений в государственный бюджет.
Достигнута ли была эта цель? Сегодня мы видим, что суммы дивидендов в государственный бюджет от Самрука все это время были значительно меньше, чем средства, направляемые из бюджета на их инвестиционные проекты. К примеру, за 2019 год Самрук выплатил дивиденды в бюджет на 120 млрд. тенге. В то время как чистая прибыль составила 1,4 трлн. тенге.
За эти годы структура фонда стала громоздкой, подменив собой функции правительства. Фонд проводил самостоятельную политику как по распоряжению большей частью средств, так и по привлечению займов.
Сегодня звучат предложения о том, чтобы раздать долю в фонде каждому гражданину. На первый взгляд идея очень привлекательная. Однако, если посчитать, то выходит, что доход от такой доли при текущем финансовой состоянии Самрука составит всего 500 тенге на человека в месяц.
Поэтому вместо того, чтобы "махать шашкой", закрывая и модернизируя все без разбора, необходимо проанализировать, почему фонд оказался неэффективным.
И прежде, чем что-то предпринимать, на наш взгляд, необходимо:
1. Провести комплексный аудит профильных и непрофильных активов фонда. Принять решение по передаче в конкурентную среду непрофильных компаний.
2. Оценить эффективность работы всех профильных компаний. Провести их финансовое оздоровление и только после этого принять решение о реализации через фондовый рынок, и в том числе через народное IPO. В каком бы формате граждане не получили право на владение долей в фонде, без такой оценки и ее опубликования в открытом доступе, они не будут знать, что им предлагают – реальные инвестдоходы или огромные долги? Если не дать точный и конкретный ответ на этот вопрос – в неведении будут также находиться как нынешние, так и будущие потенциальные инвесторы.
Ведь долг "Самрук-Казына" превышает 7,5 трлн. тенге, это почти 18 млрд. долл. США.
При принятии решений в отношении деятельности фонда, изменения его организационной структуры необходимо принимать во внимание большие внешние заимствования фонда. Надо помнить, что выпущенные Самруком еврооблигации и взятые нацкомпаниями внешние займы предусматривают своевременный возврат основного долга, погашение процентов, штрафов и пени.
Если решения по реформированию фонда будут необдуманными, это вызовет тревогу у кредиторов. Они в любой момент могут повысить процентные ставки или выставить требования погасить долги досрочно. И в любом случае, по этим обязательствам будет отвечать государство в лице Правительства.
3. Все отчисления фонда должны быть централизованы и поступать в республиканский бюджет с последующим распределением на реализацию государственных задач. Следует исключить все прямые перечисления национальных компаний на реализацию проектов. Все средства должны идти только в республиканский бюджет.
В настоящее время объявлена дискуссия о дальнейшей судьбе Фонда "Самрук-Казына". Считаем, что в ней должны быть услышаны конструктивные мнения представителей бизнес-сообщества, инвесторов, финансистов, экономистов и экспертов.
Сейчас нам очень важно принять такие решения, которые бы способствовали укреплению нашей экономики.

Депутаты Мажилиса Парламента,
члены фракции партии "Nur Otan"

---

Депутатский запрос Перуашева А.Т.

Премьер-министру РК Смаилову А.А.,
Генеральному Прокурору РК Нурдаулетову Г.Д.,
Председателю Агентства по защите и развитию конкуренции Жумангарину С.Ж.
На встрече с бизнесом 21 января т.г. Президент К.Токаев жестко раскритиковал искусственные монополии, представляющие угрозу базовым принципам рыночной экономики. Их безмерные аппетиты и корпоративная коррупция тяжким бременем ложатся на предпринимателей, способствуют росту цен и инфляции в стране. "Операторы, особенно частные, должны уйти в прошлое" - сказал Глава государства и поручил отменить прежние решения.
Он также конкретизировал, что – цитирую – "Сохраняется проблема доступа к ключевым факторам производства… Отдельно стоит вопрос так называемого последнего километра. Речь идет о железнодорожных путях. Много раз брались за решение данного вопроса, но всякий раз частные интересы брали верх… Правительство и Агентство по конкуренции должны поставить окончательную точку в данном вопросе" - цитата окончена.
В этой связи вынуждены напомнить, что с апреля 2017 г. фракция Демпартии "Ак жол" неоднократно поднимала проблему монополизации подъездных ж/д путей частными операторами.
Например, АО "ЦТС", приватизировав подъездные пути, фактически подняло стоимость подачи вагонов отечественным заводам от 4-х и в некоторых случаях до 118 раз!
В партию "Ак жол" поступают обращения предприятий о подобном беспределе из Павлодарской, Костанайской, Туркестанской, Алматинской, Акмолинской и других областей.
Они недоумевают, каким образом монополисты оказались владельцами подъездных путей в обход самих предприятий, которые расположены на этих ветках и сами готовы были выкупить свои участки. Однако теперь, в случае несогласия с завышенными тарифами, новоявленная монополия просто перекрывает ж/д ветки и блокирует предприятия, лишая производство и подвоза материалов, и вывоза продукции.
Более того, за период перекрытия путей, то же АО "ЦТС" выставило ряду заводов штрафы за "упущенную прибыль" в размере 80 млн тг каждому. Такие уведомления у нас на руках, мы их приложим к запросу.
Но и это еще не все. Если в 2015 г. АО "ЦТС" приобрело у КТЖ около 150 подъездных путей за 1,7 млрд тг, то в последующие годы приобрело еще больше объектов, доведя их число до более 300. Причем, по некоторым данным уже без оплаты, через судебные тяжбы, в т.ч. отбирая их у самих предприятий.
И повсеместно многократно поднимает тарифы.
Предприниматели приводят примеры, когда доставить груз за тысячи километров, из Актау до Кокшетау обходится дешевле, чем затем его же с магистрали по подъездному пути подать до предприятия.
Доходит до того, что заводам дешевле самим построить новые подъездные пути в обход захваченных АО "ЦТС". Такие примеры уже появляются, например, в Шымкенте.
Я привел пример только одного монополиста, на самом деле их несколько – ППЖТ-1, ППЖТ-2, фирма "Енисей", и др., но природа их действий одна – ничего не создавая самим, облагать данью реальных производителей.
Так, по расчетам бизнеса, каждое предприятие вынуждено платить монополистам до 100 млн тг в год, при том что на каждом подъездном пути находится несколько предприятий, как на участке "Промышленный" в Алматы, где расположены 38 заводов, отправляющих и принимающих тысячи вагонов. Только с этого участка монополисты собирают около 3 млрд. тг. в год, а в целом по стране речь идет о сотнях миллиардов тенге, собираемых с производителей как дань олигархам. И все эти расходы ложатся в себестоимость и цену товаров, прямо влияют на инфляцию.
Когда мы подняли этот вопрос в апреле 2017 г., спикер Мажилиса в лице Нурлана Зайруллаевича, сравнил ситуацию с тем, как если бы жильцам перед подъездом в собственные квартиры поставили шлагбаум и требовали деньги за каждый проход. Это именно так.
Более того, ровно год назад, 26 января 2021 г. Президент К.Токаев на заседании Правительства отметил множество жалоб предпринимателей на владельцев подъездных путей и поручил Агентству по конкуренции и Генпрокуратуре разобраться с проблемой.
Однако вместо этого, монополисты, как видим, только расширили свои масштабы и аппетиты.
В этой связи просим Правительство, Генеральную прокуратуру и Агентство по развитию конкуренции выполнить поручение Президента, а именно - поставить окончательную точку в данном вопросе.
Частное управление должно служить интересам рынка, а не рынок – частному монополисту.

Депутаты фракции "Ак жол"

---

Депутатский запрос Смайлова Е.В.

Премьер-министру Республики Казахстан Смаилову А.А.
Уважаемый Алихан Асханович!
Казахстану необходима полная перезагрузка в сфере трудовых отношений. Ее основой должно стать переосмысление сложившейся ситуации. Должна быть разработана новая Национальная политика в сфере труда, в которой интересы трудящихся и работодателей будут равны. Только при их реальном и равном партнерстве можно решить острую для страны проблему прогрессирующего неравенства и бедности, а также проблему работающей бедности – когда зарплаты человеку хватает на закрытие только самых базовых нужд и не более. Кроме того, такой подход станет основой нового общественного договора между властью и обществом.
Необходимость трансформации отношений между государством и обществом, заключения между ними нового общественного договора, решение вопросов социальной справедливости и справедливого распределения национального дохода отметил в своем выступлении 11 января 2022 года Президент страны Касым-Жомарт Кемелевич Токаев.
Глубинная причина неравенства в сфере трудовых отношений лежит в классическом конфликте Труда и Капитала. В Казахстане сложился институциональный системный дисбаланс приоритетов в сторону Капитала, то есть интересов работодателя, в особенности Транснациональных компаний. В меньшей степени это противоречие проявляется на предприятиях малого бизнеса. И если развитые и социально ориентированные страны ищут и находят пути преодоления этого противостояния, в т.ч. за счет приоритета развития человеческого капитала, то у нас пока нет ясной государственной политики, направленной на выравнивание возможностей двух сторон, и ситуация усугубляется.
Годами копившиеся вопросы низкой заплаты работников, высокого пенсионного возраста для работающих людей с инвалидностью, для шахтеров и металлургов, для граждан с опасными и вредными условиями труда, низкий уровень инвестиций в охрану труда и технику безопасности, невысокий уровень производственной медицины, планомерное ослабление роли профсоюзов и другие факторы – это следствия названной институциональной проблемы.
Превалирующее соблюдение интересов работодателей и Капитала привело к тому, что на практике все бремя рисков и ответственности в трудовой деятельности (низкие доходы и снижение качества жизни, потеря здоровья и жизни и т.д.) ложится на самих трудящихся и членов их семей. А еще – на государство, которое выплачивает пособия по инвалидности, финансирует инфраструктуру моногородов, программы занятости и т.д. В это время работодатели, в первую очередь ТНК, увеличивают свою маржинальность и максимизируют прибыль.
В этой ситуации профильные государственные органы, ответственные за защиту трудовых прав казахстанцев, демонстрируют слабую позицию, пассивность и выученную беспомощность.
Эти перекосы видны и по экономическим показателям. Доля оплаты труда в ВВП Казахстана, по данным за 3-й квартал 2021 года, составила 31%. В последние пять лет этот показатель устойчиво держится на уровне 30-31%. В 1990 году он равнялся 46,3%. В целом доля оплаты труда в ВВП у Казахстана значительно ниже, чем у стран с сырьевой ориентацией (для сравнения в 2020 году доля оплаты труда в ВВП составила: в Российской Федерации – 46,2%, в Канаде – 52,5%, в Австралии – 48,5%, в Норвегии – 51,1%. В Чехии – 46%, в США – 55,4%).
Низкий уровень заработных плат казахстанцев ведет к высокой доле затрат на питание в структуре расходов. Это траектория бедности и выживания, но никак не качественной полноценной жизни работников и их семей, развития и формирования качественного человеческого капитала. Население с такими характеристики не может быть фундаментом стабильности и модернизационного развития страны.
Так по показателю "Доля в процентах потребительских расходов, потраченных на продукты питания, включая безалкогольные напитки, которые потреблялись дома", рассчитанном Службой экономических исследований Министерства сельского хозяйства США, на основе годовых данных о расходах домохозяйств из базы данных Euromonitor International, по расходам на одного члена семьи, наша страна занимает одно из самых низких мест между Камеруном и Анголой, с показателем 48,7% или 2217 долларов США. В Российской Федерации этот показатель составил 28,5% или 1300 долларов США, в Канаде – 10,6% (2294 USD), в Австралии – 10,8% (2722 USD), в Норвегии – 11,7% или 2 734 USD. В Чехии – 16,6% (1630 USD), а в США – 7,1% или 2596 USD.
Обращает на себя внимание, что при высокой доле расходов на питание в процентном выражении (48,7%), в денежном выражении сумма сопоставима с затратами на питание в Канаде и США, что указывает на высокие цены на продукты питания в нашей стране.
Эти цифры подтверждаются данными национальной статистики – доля расходов домохозяйств на продукты питания и безалкогольные напитки в структуре потребительских расходов в Казахстане в 3 квартале 2021 года составила 56,6% и 54% в 2020 году. Для сравнения: в Российской Федерации эта доля составила 33,2% в 2020 году. Добавьте сюда еще обязательные расходы на квартплату – за тепло, воду, электричество, газ и связь. А еще расходы на одежду, на транспорт и прочие. Отметим, что в статистике определяются средние показатели, в жизни доля населения едва сводящих концы с концами выше.
Именно здесь корень бедности населения, его закредитованности, рисков закрепления поколенческой бедности и маргинализации.
Оборотной стороной бедности стала проблема усиливающегося неравенства, которое подтверждает разница в уровне расходов. Эта разница между 10% наименее и 10% наиболее обеспеченных казахстанцев в 4-м квартале 2020 года составила 4,7 раза на продовольствие, на непродовольственные товары – 8 раз, а на платные услуги – 5,5 раза.
Одна из причин неравенства – огромная разница в заработных платах как внутри отраслей, так и межотраслевые диспропорции. Заработная плата производственников в десятки раз может быть ниже заработной платы и различных бонусов "эффективных" менеджеров из нацкомпаний и холдингов! Актуальна проблема разницы в заработных платах между отечественными и иностранными рабочими и специалистами, выполняющими одинаковую работу.
Видится, что одни только механические меры не способны дать долгосрочный положительный и устойчивый результат. Простое арифметическое повышение заработных плат обеспечит лишь краткосрочный эффект, особенно в условиях импорта инфляции и растущих цен в мировой и местной экономиках.
Кроме того, результат не способны обеспечить и ситуативные меры работодателей, которые по факту соглашаются на улучшение условий труда и повышение заработных плат только под давлением забастовок трудовых коллективов или реагируя на групповые несчастные случаи с летальным исходом. Деньги сразу находятся, но это никак не результат системной работы с профсоюзами и работниками.
МЗП в ручном режиме поднимает президент страны, но никак не профильные министерства.
Выступая 21 января на встрече с представителями крупного отечественного бизнеса, глава государства отметил: "Нужно определить новые правила игры - более честные, прозрачные и справедливые. Как это сделать правильно, какие инструменты использовать, как консолидировать общество и бизнес? Эти и другие вопросы необходимо начать обсуждать уже сегодня".
Депутаты фракции Народной партии Казахстана считают, что приоритетом государственной политики должна стать реальная защита интересов трудящихся казахстанцев и их семей! Принятие новой Национальной политики в сфере трудовых отношений способствует стабильности в обществе и развитию государства, росту МСБ и экономики в целом, вследствие роста доходов и покупательной способности населения.
Совместно с нашими партнерами – Республиканским объединением профсоюзов "Казахстанская Конфедерация Труда" и от лица их членов – миллиона работающих казахстанцев, в поддержку курса Президента страны на построение социального государства, мы предлагаем:
1. Разработать новую Национальную политику в сфере труда. Для этой цели создать государственную комиссию, в состав которой включить представителей государственных органов, профсоюзов, работодателей и политических партий;
2. Создать новый политический институт - уполномоченного по трудовым правам, который должен сосредоточиться на защите нарушенных трудовых прав казахстанцев и трудовой справедливости, решая эти вопросы не технически, а принципиально;
3. Модернизировать институт социального партнерства, через разработку и принятие отдельного закона. Закон должен упорядочить отношения сторон на всех уровнях социального партнерства, расширить сферу их интересов, усилить полномочия представителей работников, определить полномочных представителей работников и в целом повысить роль института социального партнерства в системе институтов гражданского общества;
4. Реформировать республиканскую трехстороннюю комиссию по социальному партнерству и регулированию социально-трудовых отношений, наделив ее правами и обязанностями по подготовке и осуществлению генерального соглашения, а также придать ей высокий статус в системе принятия политических решений;
5. Ратифицировать Конвенцию Международной организации труда № 131 "Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран". В соответствии с конвенцией при определении уровня минимальной заработной платы учитывать потребности не только самих работников, но и их семей, а также принимать в расчет общий уровень заработной платы в стране, стоимость жизни, социальные пособия и сравнительный уровень жизни других социальных групп;
6. Модернизировать систему оплаты труда Республики Казахстан посредством унификации нормативной правовой базы;
7. Ежегодно индексировать размеры заработных плат в соответствии с реальным уровнем инфляции.
8. Снизить возраст выхода на пенсию работающих людей с инвалидностью, а также работников, занятых во вредных и опасных условиях труда.
9. Правительству РК – разработать и внедрить в качестве показателя эффективности работы Министерства национальной экономики РК и Министерства труда и социальной защиты РК – показатель ежегодного реального роста доходов населения страны и повышения качества его жизни. Разработанные показатели должны стать ключевыми при оценке работы вышеуказанных министерств.

Депутаты фракции
"Народной партии Казахстана"
Е.В. Смайлов
А.О. Конуров
Ж.А. Ахметбеков
Ф.К. Каменов
Г.З. Кулахметов
А.А. Милютин
А.М. Паяев
С.Н. Решетников
А.А. Скакова
И.В. Смирнова

---

Депутатский запрос Смышляевой Е.В.

Первому заместителю Премьер-министра РК Скляру Р.М.
Уважаемый Роман Васильевич!
В выступлении на заседании Мажилиса 11 января Глава государства поручил разработать Концепцию новой инвестиционной политики с учетом современных международных стандартов инвестирования.
Только в 2021 году было заключено 85 инвестиционных контрактов, из них 18 с иностранным участием. Это стало возможным благодаря особым льготным условиям, пакет которых постоянно пересматривается государством в интересах потенциального инвестора. Важность ответных шагов со стороны инвесторов, как отечественных, так и иностранных, отметил Президент на встрече с бизнес-сообществом.
В связи с этим, в рамках новой инветиционнной политики, считаем необходимым рассмотреть деятельность инвесторов в контексте сохранения человеческого капитала и воздейтсвия на природную и социальную экосистемы того региона, в который направляются инвестиции. Это неотъемлемые составляющие самого быстро развивающегося международного стандарта в области инвестиционной политики – ESG, который активно используют инвесторы 193 стран мира. Тремя стандартами этой политики является сохранение экологии, высокая социальная ответственность и открытое эффективное управление.
Особое внимание обращаем на вторую группу стандартов ответственного инвестирования – социальную. В данном случае речь идет прежде всего о роли инвестора в развитии человеческого капитала нашей страны.
Сегодня ни одно из трех существующих типов инвестиционных соглашений не содержит раздела по социальным обязательствам инвесторов в отношении работников предприятий. И если отечественные компании, как правило, выполняют эти обязательства без формальных договоров, то этого нельзя сказать об иностранных инвесторах.
При мониторинге исполнения инвест-соглашений берется во внимание только один социальный показатель – количество созданных рабочих мест, без учета их качества. А качественное рабочее место имеет ряд международно-признанных критериев.
Во-первых, оно постоянное, а не то, что создается на период строительства объектов.
Во-вторых, для качественого рабочего места предполагается достойная и справедливая оплата труда. Работники должны иметь социальный пакет, безопасное рабочее место.
Еще один критерий - возможность повышать квалификацию и развиваться. Но о качестве рабочих мест в соглашениях нет ни слова.
Еще один критерий стандарта – это управление трудовыми ресурсами, в том числе и перетоками рабочей силы. Например, больше половины валового притока инвестиций – это добыча. После того, как заканчивается ресурс месторождения, мы получаем "мертвые" с точки зрения социально-экономического развития населенные пункты и безработных людей. О переподготовке работников и их трудоустройстве необходимо думать задолго до планируемого ухода инвестора и делать это с его участием.
Следует отметить, что недосказанность соглашений в части социальных обязательств не вполне устраивает и серьезных партнеров.
Во-первых, не смотря на отсутствие ясных договоренностей, на этапе заключения контракта, социальные обязательства все равно возникают. Только происходит это "неожиданно" и бессистемно.
Во-вторых, не ведется учет добрых дел инвесторов. Нет единообразия и справедливости в подходах. Предприятия с качественными рабочими местами и ответственной политикой в отношении человеческого капитала имеют тот же пакет льгот, что и предприятие, которое не решает этих вопросов.
Поэтому закрепленные соглашениями обязательства необходимы не только государству, но и самим потенциальным инвесторам. Это может значительно улучшить инвестиционный климат и упростить процедуру заключения инвестиционных контрактов.
В связи с этим считаем необходимым в рамках разработки новой концепции инвестиционной политики:
1. Пересмотреть структуру вновь заключаемых соглашений, предусмотрев в них раздел по социальным обязательствам в отношении человеческого капитала в котором обозначить позиции или их комбинации, а именно:
- требования к качеству создаваемых рабочих мест;
- порядок участия предприятий в системе социального партнерства;
- порядок участия инвесторов в решении острых потребностей регионов в сфере здравоохранения и образования (например, через фонды).
2. В новой информационной системе учета инвестиций предусмотреть модуль мониторинга социальной политики инвесторов;
3. Рассмотреть возможность предоставления дополнительных льгот (несколько пакетов льгот в зависимости от содержания раздела социальных обязательств) для социально-ответственных инвесторов.

Депутат Смышляева Е.В.

---

Депутатский запрос Хамзина Г.Б.

Заместителю Премьер-министра РК Тугжанову Е.Л.
Уважаемый Ералы Лукпанович!
21 января т.г. Президент Касым-Жомарт Токаев на встрече с бизнесом отметил непрактичность карантинных мер и поручил их пересмотреть. "Зачем нам душить малый и средний бизнес?", - обратился он к Правительству.
Фракция "Ак жол" с начала пандемии направила два десятка обращений об абсурдности ряда ограничений и беспределе мониторинговых групп.
В виду того, что на все запросы госорганы отвечали отписками о "неприкасаемом" статусе мониторинговых групп, фракция инициировала поправки в Кодекс "О здоровье народа", где урегулировала их полномочия.
Мы зафиксировали, что проведение мониторинга не является проверкой и не относится к госконтролю. Мониторинговые группы, в отсутствие представителя СЭС, не имеют права возбуждать дела, а их действия сводятся лишь к сбору информации. При этом мониторинговая группа не имеет права вмешиваться в работу бизнеса и не может препятствовать предпринимательской деятельности.
Однако мы видим, что государственные органы искажают указанную норму и трактуют ее исключительно в собственную пользу.
Так, недавно опубликован проект приказа Минздрава РК "Об утверждении порядка создания мониторинговых групп и проведения мониторинга".
Данный Проект полностью противоречит тем подходам, которые были внесены нами в статью 104 новым пунктом 6-1 Кодекса о здоровье, и игнорирует заложенные в этой норме права предпринимателей.
1) Кодексом предусмотрено, что информация о созданных мониторинговых группах должна включать в себя состав, полномочия, а также алгоритм их действий.
В тоже время, пунктом 5 Проекта указывается, что в состав групп входят представители акиматов, полиции, общественности и волонтеры, также другие заинтересованные лица.
Возникает вопрос, а где полномочия и порядок действий членов группы, например, волонтеров или так называемых "других заинтересованных лиц"? Если же их полномочия не определены – то их включение в состав группы противоречит Кодексу.
2) Далее, Кодекс предусматривает, что мониторинговые группы осуществляют сбор информации, для последующего ее направления в СЭС.
Однако Проект Приказа определил, что информация подается субъектом здравоохранения о возникновении или угрозе возникновения и распространения эпидемии.
В таком случае нет необходимости формирования мониторинговых групп, так как их единственной задачей является сбор информации.
3) Пункт 10 Проекта Приказа прямо предусматривает сокрытие от общества информации об ухудшении эпидситуации на конкретной территории или участке. Судя по контексту, это делается с целью "внезапности" мониторинга для предпринимателя.
Между тем, наша норма Кодекса напротив, требует максимально прозрачную и открытую для общества работу таких групп.
Мы слишком хорошо знаем, чем обычно заканчиваются облавы на бизнес или "гаишники" в кустах – банальными вымогательствами.
4) Пункт 19 Проекта указывает, что в ходе проведения мониторинга, члены группы принимают меры по сбору данных - реквизиты, объяснительные, фиксация - для последующего направления материалов в органы СЭС.
В тоже время, Кодексом регламентировано, что под сбором информации подразумевается лишь фото- и видео фиксация нарушения. Принуждение предпринимателей к написанию объяснительных допустимо лишь при проведении полномочной проверки.
Однако в указанной норме Кодекса четко зафиксировано, что мониторинг не является проверкой или иной формой госконтроля. А, следовательно, никто не имеет права принуждать предпринимателя писать какие-то объяснительные.
5) Пунктом 25 Проекта предусматривается, что в случае выявления лиц без наличия документов, мониторинговая группа формирует материалы с отражением данных лиц, с направлением их в органы СЭС.
Но с какой стати волонтеры или "иные заинтересованные лица" вдруг будут требовать у свободных граждан их документы? Это прямое нарушение не только новой нормы Кодекса, но и Конституции, гарантирующей неприкосновенность граждан, их чести и достоинства.
И таких примеров в указанном Проекте Приказа достаточно.
Фракция "Ак жол" считает их прямо противоречащими регулированию групп в Кодексе, в связи с чем требует отозвать Проект приказа МЗ РК "Об утверждении порядка создания мониторинговых групп и проведения мониторинга" и снять проект с обсуждения.

Депутаты фракции "Ак жол"


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Состоялся внеочередной XXI Съезд партии "Nur Otan" 31.01.2022
Это была террористическая операция, спланированная боевиками из-за рубежа - Токаев 31.01.2022
А. Смаилов провел совещания по вопросам разработки Программы действий Правительства на 2022 год 31.01.2022
А. Смаилов поручил провести аудит системы здравоохранения 31.01.2022
"Шалкетизм" не станет политикой государства 31.01.2022
Цены на социально значимые продукты питания должны быть доступными - А. Смаилов 31.01.2022
Роман Скляр провел встречу с Послом КНР Чжан Сяо 31.01.2022
О роли интеллигенции 31.01.2022
Ведущие технические университеты России включены в список вузов для обучения по программе "Болашак" 31.01.2022
С. Брекешев: Сроки взимания утильсбора на кабельно-проводниковую продукцию перенесены до 1 января 2023 года 31.01.2022

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
66. ХАЙРУШЕВ Серик
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz