NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Воскресенье 13.10.2024 16:37 ast
14:37 msk

Сухой Казахстан: останется ли Казахстан через 50 лет?
Можно прожить без нефти, без газа и даже без правительства. Качество воздушного бассейна Алматы, Усть-Каменогорска, Темиртау и других казахстанских городов показывает, что и без воздуха можно пожить, пусть и меньше. Однако есть субстанция, без которой Казахстан не просто обеднеет, а просто исчезнет с карты мира
02.12.2022 / политика и общество

Расул Рысмамбетов, turanpress.kz, 1 декабря

Можно прожить без нефти, без газа и даже без правительства. Качество воздушного бассейна Алматы, Усть-Каменогорска, Темиртау и других казахстанских городов показывает, что и без воздуха можно пожить, пусть и меньше.
Однако есть субстанция, без которой Казахстан не просто обеднеет, а просто исчезнет с карты мира – это вода. У нас с этим главным условием жизни – хуже с каждым днем.
Вода в городах плохого качества, нет единого стандарта; на селе и в фермерских хозяйствах воды не хватает, кроме того у этого ресурса сразу несколько хозяев, которым нет единого координатора.
В свое время Казахстан потратил немало средств на разные программы по обеспечению людей питьевой водой, потратил более миллиарда долларов и результаты были более чем скромными.
А вот эксперты считают, что к 2040 году водопотребление в Казахстане вырастет на 56%, а дефицит воды может превысить двадцать кубокилометров в год.
Депутат Лаззат Рамазанова на одном из мероприятий с сожалением констатировала, что "мы уже опаздываем с мерами реагирования".
"Новый Водный кодекс нужно ориентировать не просто на рациональное использование воды. Он должен максимально защищать и охранять водные ресурсы. Закрывать глаза на проблему с водой в Казахстане подобно самоубийству. Своим бездействием мы обрекаем детей и внуков на выживание", – заявила она на одном из мероприятий.
А вообще, в январе 2020 года, правительство утвердило концепцию программы управления водными ресурсами Казахстана до 2030 года. Минэкологии в ней определило 7 конкретных целевых индикаторов:
– сохранение к 2030 году водного баланса на уровне 100 кмᶟ за счет увеличения дополнительных поверхностных водных ресурсов: строительство новых водохранилищ на 5-7 кмᶟ, водосбережение до 5 кмᶟ, использование подземных вод до 15 кмᶟ.
– снижение потребления воды на единицу ВВП с $91,2 до $73 мᶟ/тыс.
– строительство 26 новых гидротехнических сооружений.
– реконструкция 182 республиканских, 300 коммунальных гидротехнических сооружений.
– строительство новых ирригационных систем для увеличения орошаемых земель с 1,7 до 3 млн. га; увеличение протяженности облицованных магистральных и распределительных каналов с 3,423 до 19,000 км.
– улучшение материально-технического оснащения бассейновых инспекций до 100% обеспеченности.
– повышение лесистости водосборных площадей с 1 до 200 тыс. га.
Последние несколько лет мы в периоде маловодья, поэтому у нас не 100 кубокилометров, а 82–83 километра, из которых чуть меньше половины формируются за пределами Казахстана. Так что ситуация хуже, чем мы боялись. Более того, маловодье бывает циклами, однако с учетом глобального потепления маловодье может затянуться, а то и усугубиться.
Вижу, что есть три основных проблемы с водой на базовом уровне:
– воды мало, и она уменьшается
– вода плохого качества
– за водой никто не следит.
А с финансированием водных программ – ситуация даже хуже, чем с самой водой. Дело в том, что те, кто распоряжается бюджетами, как правило, недостатка в воде не испытывают. Отсюда и регулярные уголовные дела, связанные с водным бюджетом.
Чтобы сэкономить воду – нужно улучшать технологии. А чтобы внедрять новейшие технологии – нужны деньги, а их сейчас не очень много. Положа руку на сердце, в последние 7 лет, а может и чуть больше – государственный бюджет непростой.
Уже при нынешнем президенте накопившиеся проблемы в экономике привели к ряду проблем, в том числе создали питательную почву для январских событий. Уже несколько лет мы регулярно читаем новости о драках фермеров за воду, арестах мелких региональных чиновников, которые распоряжаются распределением поливов. При этом мало говорится, но с учетом того, что большая часть населения урбанизирована – в населенных пунктах ситуация с водой не гораздо лучше. Мы имеем бесконтрольную раздачу акиматами техусловий на подключение к водопроводам из-за чего растет нагрузка на изношенные системы.
Неоднократно упоминалось, что водная проблема потенциально может стать причиной для полномасштабных массовых беспорядков в одной стране или поводом для межгосударственных военных конфликтов в Центральной Азии.
Авария на Экибастузской ТЭЦ, вернее на сетях в городе, вызвала масштабный резонанс из-за того, что проблему не замечали. Достаточно себе представить, что будет, если у нас в буквальном смысле высохнет хотя бы один регион. Сколько может быть населения в регионе, где вся вода привозная или которую невозможно пить даже после фильтрации?
А зон риска у нас немало. Например, в той же столице есть недостаток воды, есть проблемы в Алматы, полноводные каналы Туркестана соседствуют с сухими аулами, где вода привозная. Кроме того, есть Кызылординская область, где вода, не просто плохого качества в городах, но еще ее и не хватает. Как, впрочем, и в Мангистауской области, где проекты "достройки" городов непонятно как получили одобрение Астаны и грозят высыханием региона, который парадоксально расположен у моря (впрочем, уровень Каспия тоже снижается).
Поэтому на условно три типа воды – водопроводная, поливная, промышленная – у нас проблема объема, а на водопроводную – еще и проблема качества.
Не надо удивляться, если уже через 5–7 лет такой водной политики, у нас могут быть опустевшие районы, откуда потекут беженцы в любые регионы. И будут искать не комфорта жизни, а просто выживания.
Очевидным первым решением будет более ответственно подходить к снижению расходов на воду в городах. Универсальным средством будет поднятие тарифов на воду, чтобы остальные вещи – внедрение новых технологий душевых и прекращение полива цветочных клумб из квартирного шланга – произошли сами. Правда, самые большие потери обычно не на частном уровне, а при транспортировке.
К сожалению, поднимать тарифы придется везде – для сельхозников, для городских и для производственников, включая нефтяников. Вероятнее всего легче всего будет переходить на дифференцированный тариф, чтобы можно было финансировать внедрение новых технологий (вторичное использование воды, правильное использование и транспортировка от сбора до квартиры).
Кроме того, у нас нет единого органа или координационного центра, который бы вел весь водный баланс с помощью последних достижений цифровизации, однако не отрываясь от постоянного контакта с бассейновыми советами всех без исключения регионов, где консультируют практики с порой полувековым стажем и знаниями.
А вот создание Водного совета при правительстве – пусть и шаг повышающий важность вопроса, однако с учетом пожарной занятости премьера и министров – маловероятно, что он будет что-то решать. Нужен постоянно действующий орган, который будет курировать воду везде – в недропользовании, сельском хозяйстве и при раздаче техусловий в городах. Поэтому такой водный орган нужен не в виде комиссии, а в виде постоянно действующей структуры – хоть нацкомпании, хоть в виде министерства воды, но никак не РГП или комитета в министерстве.
На случай, если простые меры сокращения потребления через улучшенные технологии не сработают, Казахстан уже несколько раз начинал разговор о поставке воды из бассейна сибирских рек. При том, что раньше предлагались гигантские десятки кубометров, то сейчас сиюминутно ситуации поможет и 5–7 кубических километров воды в год.
Другое дело, что при СССР планировали гигантский канал со следующими задачами (из справочника):
– Транспортировка воды в Курганскую, Челябинскую и Омскую области России с целью орошения и обеспечения водой малых городов;
– Транспортировка пресной воды в Казахстан, Узбекистан и Туркмению с целью орошения;
– Открытие судоходства по каналу "Азия" (Карское море – Каспийское море – Персидский залив).
В 2008 году Узбекистан тоже предложил похожий вариант спасения региона сибирскими реками.
Это было представлено в виде проекта судоходного канала Обь – Сырдарья – Амударья – Каспийское море. Канал имел бы маршрут: Тургайская долина – пересечение Сырдарьи западнее Джусалы – пересечение Амударьи в районе Дашагуз – затем по Узбою канал выходит к порту Туркменбашы на Каспийском море. Расчетная глубина канала 15 м, ширина свыше 100 м, проектные потери воды на фильтрацию и испарение не более 7%. Параллельно каналу предлагается также построить автомагистраль и железную дорогу, которые вместе с каналом образуют "транспортный коридор". Ориентировочная стоимость строительства судоходного канала и объектов производительных сил 100–150 млрд. долл. США, длительность строительства – 10 лет, ожидаемая среднегодовая прибыль – 7–10 млрд. долл. США, окупаемость проекта через 15–20 лет после окончания строительства.
Если переброска рек из Сибири через систему шлюзов и открытых каналов предполагает в том числе и смягчение климата нашего региона, то Казахстан же рассматривает простые, трубопроводные поставки воды в наш регион, чтобы просто справиться с неминуемым водным кризисом.
Уже сейчас стоят вопросы по другим водным проектам страны: водовод из России на запад Казахстана, который возложили на "КазТрансОйл", опреснение каспийских вод для нужд быстрорастущего населения Мангистауской области. Принятие решений по многим таким проектам затягивается из-за многослойной подведомственности воды.
При этом у Казахстана имеется успешный опыт водных проектов – Арал увеличился в два раза с 2005 года, когда возвели плотину, чтобы спасти хоть часть водоема.
Не хотелось упоминать политические власти, но вполне возможно мы стоим так близко к водному кризису, что помимо повышения тарифов я бы предложил еще одну вещь – пока мы все равно являемся президентской республикой, то по самой животрепещущей проблеме надо назначать помощника президента, который будет знать эту отрасль досконально и ежедневно докладывать об этом президенту.
Когда самым мощным органом в стране будет парламент – этой должностью станет представитель парламента по самому важному вопросу – отраслевой специалист.
Возвращаясь к Экибастузу – все лето эксперт предупреждал правительство о возможной аварии, однако его никто не послушал, а проблема воды уже давно стучится в двери. Поэтому если мы хотим остаться как государство – мы обязаны обеспечить себя водой и выработать новую водную дисциплину.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 30.12.2022
"Я намерен в начале нового года осуществить ряд кадровых изменений в правительстве" – Токаев 30.12.2022
Маулен Ашимбаев: "Закон поможет выявить и минимизировать коррупционные риски" 30.12.2022
Реализация прорывных договоренностей между Казахстаном и Узбекистаном – план действий обсудили в Правительстве РК 30.12.2022
Распоряжение Президента Республики Казахстан от 28 декабря 2022 года №2 30.12.2022
Государственный советник принял участие в заседании Ученого Совета КИСИ 30.12.2022
В Казахстане создан НИИ курортологии и медицинской реабилитации на базе санатория "Бурабай" 30.12.2022
Рабочий график главы государства 29.12.2022
Маулен Ашимбаев: "Основная цель реформ президента - построение справедливого правового государства" 29.12.2022
Мажилис одобрил законопроект по охране земель в первом чтении 29.12.2022

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
13.10.24 Воскресенье
87. АМИРГАЛИЕВ Нариман
87. КРАСНОСЕЛЬСКИЙ Николай
84. БУКЕЙХАНОВ Нурым
69. УРАЗАЛИЕВ Серикказы
66. АТАМКУЛОВ Ерлан
65. САТЫБАЛДИН Азимхан
62. МУСТАФАЕВ Ерлан
61. САГИНТАЕВ Бакытжан
59. ДЖУМАБАЕВ Канат
59. ШАРИПОВ Нурсерик
57. АБДИЛДАБЕКОВ Марат
57. ЖУМАГУЛОВ Жаркын
56. ТАЖИБАЕВ Асхат
55. АБУЛГАЗИН Данияр
52. САГЫН Бекбол
...>>>
14.10.24 Понедельник
83. БАЛАБЕКОВ Оразалы
82. АМАНЖОЛОВ Майдан
78. ЖУЛАНОВА Людмила
77. КАРАБАЛИН Узакбай
76. МАМАШЕВ Талгат
76. ЦХАЙ Юрий
75. АЙЖАРИКОВ Турикпенбай
75. ЛЕВИТИН Вячеслав
72. НУРМАГАНБЕТОВ Акылбай
72. ШУМКИН Александр
71. МИНЕНКОВ Сергей
65. МАРДАНОВ Унгарсын
62. БАДАЛИЕВ Манон
61. СЕРИКБАЕВ Бауржан
60. ТАШКЕНБАЕВА Сауле
...>>>
15.10.24 Вторник
93. ДЮСЕМБИН Хабдрахман
90. БИБАТЫРОВА Гайникен
86. КАМАЛОВ Наиф
77. ИСАХОВ Орынбасар
77. НУРГАЛИЕВА Енлик
69. САЙЛЫБАЕВ Бахытжан
68. УМИРЗАКОВ Серикбай
67. КУЛМАНОВ Амангельды
66. РЫСБЕКОВ Мырзабек
65. МЕЛЬДЕШОВ Бахыт
64. АЙДАРБЕКОВА Кулия
63. МУХАМЕДИЯРОВ Марат
61. ТАКАМБАЕВ Муратбек
60. БАЗАРБАЕВ Канат
60. КАРИМОВ Валихан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz