akzhol.kz, 14 мая
Министру цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК Ж.Мадиеву
5 марта т.г. фракция "Ак жол" направила депутатский запрос по проблеме манипуляций с ценами на закупаемые госорганами IT-услуги. Фракция "Ак жол" предлагала разработать единые подходы к ценообразованию IT-услуг, обеспечить прозрачность принимаемых решений в данной сфере. Полученный нами ответ Министерства демонстрирует понимание проблемы, стремление выстраивать архитектурную целостность цифровых решений, а также внедрять платформенный подход и усиливать роль отраслевой экспертизы. Тем не менее, некоторые моменты оставили серьезные вопросы. Так, Вы сообщаете что благодаря Правилам проведения экспертизы и Методике расчета затрат на услуги информатизации только с начала текущего года сэкономлено 37% от заявленных госорганами сумм или 54 млрд тг. Тем самым, Ваш ответ подтверждает практику систематического и вызывающего завышения смет в данной сфере. Однако остается неясным, за счет чего достигнута эта экономия: за счет отказа от планировавшихся проектов, что означало бы срыв работ по цифровизации госорганов; или путем реализации заявленных проектов с перерасчетом и снижением затрат на их реализацию? Также не названы конкретные факты и должностные лица, ответственные за данные завышения стоимости, также не сообщается о принятых мерах (например, о передаче дел в Антикор). Получается, проблема признается, но не решается. Также сообщается, что десятки информационных систем были выведены из эксплуатации как устаревшие, дублирующие или неэффективные. Но не приводятся потраченные на них суммы бюджета (по факту – суммы ущерба государству), как нет и данных о принятых мерах к заказчикам и исполнителям таких проектов. Вообще, как следует из ответа, аудит цифровых систем, проводится только по инициативе самих заказчиков. Между тем, они обходятся бюджету в многомиллиардные суммы, которые, получается, могут расходоваться без обязательного контроля со стороны уполномоченного органа в сфере цифровизации. По проектам ГЧП представлены высокие показатели эффективности, однако непонятно, как она рассчитывается и кем оценивается, кроме заинтересованных сторон. Даже по платформе Qaztech – проект преподносится как "системообразующий", но все еще находится в тестовом режиме и не образовал пока никакой системы. В ответе не представлены сроки перехода государственных органов на данную платформу, перечень систем и программ, которые она должна охватить и гармонизировать, нет и критериев эффективности. Заявлена красивая идея, но не предложено механизма ее реализации и контроля. Между тем, в регионах продолжают запускаться локальные ИТ-проекты с многомиллиардными бюджетами, которые вызывают вопросы обоснованности таких затрат. Например, как сообщали СМИ, на сопровождение одной информационной системы "Безопасный город" в Павлодарской области планируется потратить более 8,5 миллиардов тенге. Как сообщают IT-специалисты из бизнеса, при таком финансировании можно было разработать решение не городского, а странового масштаба. Если сравнить уровень затрат в Казахстане с международными примерами, становится очевидно, что такие расходы не сопоставимы с реальными достижениями. Тот же павлодарский проект обойдется бюджету более чем в 17 млн.долларов. Между тем, китайским заказчикам разработка глобального Искусственного интеллекта "Deep Seek" обошлась всего в 6 млн, или в 3 раза дешевле. Этот стартап "подвинул" на рынке ИИ ChatGPT и за два месяца достиг капитализации в 1 миллиард долларов. Как говорится, почувствуйте разницу. Из отечественной практики показателен пример Kaspi.kz -созданный исключительно за счет частных инвестиций. В отличие от многочисленных госпрограмм, Kaspi.kz стал образцом эффективности и позволил компании привлечь 1 млрд долл на фондовом рынке. На этом фоне удручающе выглядят данные ВАП: - На создание пяти центров АО "Парк инновационных технологий" (ПИТ) было выделено около 5 млрд тенге. Из них три центра признаны бесполезными, а два - не имеют потенциала развития. Прямые потери составили около 3 млрд тенге. - Госфинансирование получили 95 стартапов на сумму 987 млн.тг, из которых 32 уже ликвидированы, а 21 не ведет никакой деятельности и т.д.. - АО "НИТ" привлекает 34 млрд тг заемных средств на развитие серверной инфраструктуры, несмотря на уже ранее полученное финансирование по аналогичным направлениям, и т.д. Эти факты демонстрируют не только разбазаривание государственных средств, но и отсутствие какой-либо ответственности. Напомним, что Глава государства постоянно подчеркивает, что Правительство должно обеспечить тотальную экономию бюджета. В этой связи, фракция "Ак жол" требует наконец ограничить неадекватные аппетиты заказчиков и IT-разработчиков. Предлагаем утвердить пределы стоимости по ключевым категориям ИТ-услуг и инфраструктуры, включая: - разработку и сопровождение программного обеспечения; - услуги по хостингу, облачным решениям и дата-центрам; - приобретение и обслуживание серверного оборудования; - ИТ-консалтинг и внедрение цифровых платформ. В рамках единой цифровой архитектуры, предлагаем: - запретить создание несогласованных локальных решений МИО вне единой платформы eGov и Qaztech; - ввести обязательный независимый аудит всех цифровых проектов госорганов и квазигосстуктур; - предоставить перечень реализованных IT-проектов в центре и на местах за последние 5 лет, затраченные на них суммы бюджета и данные об их востребованности и работоспособности на текущий момент. - предоставить официальный ответ на указанные факты в отчете Высшей аудиторской палаты и перечень принятых мер. В ответе на предыдущий запрос полностью проигнорирован вопрос по реализации концепции Smart City. Мы не получили информации о том, какие затраты произведены, какие проекты здесь уже реализованы, как обеспечивается их согласованность с центральными платформами eGov и Qaztech. Поэтому повторно просим предоставить и указанные данные.
С уважением, депутаты фракции "Ак жол" А.Перуашев, Д.Еспаева, Е.Барлыбаев, К.Иса, С.Ерубаев, Е.Бейсенбаев |