NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Воскресенье 22.06.2025 20:35 ast
18:35 msk

Дикие цены цифровизации
5 марта т.г. фракция "Ак жол" направила депутатский запрос по проблеме манипуляций с ценами на закупаемые госорганами IT-услуги...
15.05.2025 / политика и общество

akzhol.kz, 14 мая

Министру цифрового развития, инноваций
и аэрокосмической промышленности РК
Ж.Мадиеву

5 марта т.г. фракция "Ак жол" направила депутатский запрос по проблеме манипуляций с ценами на закупаемые госорганами IT-услуги.
Фракция "Ак жол" предлагала разработать единые подходы к ценообразованию IT-услуг, обеспечить прозрачность принимаемых решений в данной сфере.
Полученный нами ответ Министерства демонстрирует понимание проблемы, стремление выстраивать архитектурную целостность цифровых решений, а также внедрять платформенный подход и усиливать роль отраслевой экспертизы.
Тем не менее, некоторые моменты оставили серьезные вопросы.
Так, Вы сообщаете что благодаря Правилам проведения экспертизы и Методике расчета затрат на услуги информатизации только с начала текущего года сэкономлено 37% от заявленных госорганами сумм или 54 млрд тг.
Тем самым, Ваш ответ подтверждает практику систематического и вызывающего завышения смет в данной сфере.
Однако остается неясным, за счет чего достигнута эта экономия: за счет отказа от планировавшихся проектов, что означало бы срыв работ по цифровизации госорганов; или путем реализации заявленных проектов с перерасчетом и снижением затрат на их реализацию?
Также не названы конкретные факты и должностные лица, ответственные за данные завышения стоимости, также не сообщается о принятых мерах (например, о передаче дел в Антикор).
Получается, проблема признается, но не решается.
Также сообщается, что десятки информационных систем были выведены из эксплуатации как устаревшие, дублирующие или неэффективные. Но не приводятся потраченные на них суммы бюджета (по факту – суммы ущерба государству), как нет и данных о принятых мерах к заказчикам и исполнителям таких проектов.
Вообще, как следует из ответа, аудит цифровых систем, проводится только по инициативе самих заказчиков. Между тем, они обходятся бюджету в многомиллиардные суммы, которые, получается, могут расходоваться без обязательного контроля со стороны уполномоченного органа в сфере цифровизации.
По проектам ГЧП представлены высокие показатели эффективности, однако непонятно, как она рассчитывается и кем оценивается, кроме заинтересованных сторон.
Даже по платформе Qaztech – проект преподносится как "системообразующий", но все еще находится в тестовом режиме и не образовал пока никакой системы.
В ответе не представлены сроки перехода государственных органов на данную платформу, перечень систем и программ, которые она должна охватить и гармонизировать, нет и критериев эффективности. Заявлена красивая идея, но не предложено механизма ее реализации и контроля.
Между тем, в регионах продолжают запускаться локальные ИТ-проекты с многомиллиардными бюджетами, которые вызывают вопросы обоснованности таких затрат.
Например, как сообщали СМИ, на сопровождение одной информационной системы "Безопасный город" в Павлодарской области планируется потратить более 8,5 миллиардов тенге.
Как сообщают IT-специалисты из бизнеса, при таком финансировании можно было разработать решение не городского, а странового масштаба.
Если сравнить уровень затрат в Казахстане с международными примерами, становится очевидно, что такие расходы не сопоставимы с реальными достижениями. Тот же павлодарский проект обойдется бюджету более чем в 17 млн.долларов.
Между тем, китайским заказчикам разработка глобального Искусственного интеллекта "Deep Seek" обошлась всего в 6 млн, или в 3 раза дешевле.
Этот стартап "подвинул" на рынке ИИ ChatGPT и за два месяца достиг капитализации в 1 миллиард долларов. Как говорится, почувствуйте разницу.
Из отечественной практики показателен пример Kaspi.kz -созданный исключительно за счет частных инвестиций. В отличие от многочисленных госпрограмм, Kaspi.kz стал образцом эффективности и позволил компании привлечь 1 млрд долл на фондовом рынке.
На этом фоне удручающе выглядят данные ВАП:
- На создание пяти центров АО "Парк инновационных технологий" (ПИТ) было выделено около 5 млрд тенге. Из них три центра признаны бесполезными, а два - не имеют потенциала развития. Прямые потери составили около 3 млрд тенге.
- Госфинансирование получили 95 стартапов на сумму 987 млн.тг, из которых 32 уже ликвидированы, а 21 не ведет никакой деятельности и т.д..
- АО "НИТ" привлекает 34 млрд тг заемных средств на развитие серверной инфраструктуры, несмотря на уже ранее полученное финансирование по аналогичным направлениям, и т.д.
Эти факты демонстрируют не только разбазаривание государственных средств, но и отсутствие какой-либо ответственности.
Напомним, что Глава государства постоянно подчеркивает, что Правительство должно обеспечить тотальную экономию бюджета.
В этой связи, фракция "Ак жол" требует наконец ограничить неадекватные аппетиты заказчиков и IT-разработчиков. Предлагаем утвердить пределы стоимости по ключевым категориям ИТ-услуг и инфраструктуры, включая:
- разработку и сопровождение программного обеспечения;
- услуги по хостингу, облачным решениям и дата-центрам;
- приобретение и обслуживание серверного оборудования;
- ИТ-консалтинг и внедрение цифровых платформ.
В рамках единой цифровой архитектуры, предлагаем:
- запретить создание несогласованных локальных решений МИО вне единой платформы eGov и Qaztech;
- ввести обязательный независимый аудит всех цифровых проектов госорганов и квазигосстуктур;
- предоставить перечень реализованных IT-проектов в центре и на местах за последние 5 лет, затраченные на них суммы бюджета и данные об их востребованности и работоспособности на текущий момент.
- предоставить официальный ответ на указанные факты в отчете Высшей аудиторской палаты и перечень принятых мер.
В ответе на предыдущий запрос полностью проигнорирован вопрос по реализации концепции Smart City. Мы не получили информации о том, какие затраты произведены, какие проекты здесь уже реализованы, как обеспечивается их согласованность с центральными платформами eGov и Qaztech.
Поэтому повторно просим предоставить и указанные данные.

С уважением, депутаты фракции "Ак жол"
А.Перуашев,
Д.Еспаева,
Е.Барлыбаев,
К.Иса,
С.Ерубаев,
Е.Бейсенбаев


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 30.05.2025
Сенаторы внесли поправки в Закон по вопросам развития финансового рынка и защиты прав потребителей 30.05.2025
Олжас Бектенов обсудил с руководством EKAZENT Management GmbH реализацию инвестпроекта в торгово-туристической сфере 30.05.2025
Ерлан Карин встретился с заместителем заведующего Отделом пропаганды ЦК Компартии Китая 30.05.2025
Гизат Нурдаулетов принял участие в Международной встрече высоких представителей, курирующих вопросы безопасности 30.05.2025
Вода как инвестиция в будущее: Канат Бозумбаев выступил на Астанинском экономическом форуме 30.05.2025
Депутаты мажилиса: когда сказать нечего, но очень хочется… 30.05.2025
Самрук мешает бизнесу 30.05.2025
Казахстан и Международная финансовая корпорация нацелены на расширение сотрудничества 30.05.2025
В Астане состоялась презентация казахского издания книги Си Цзиньпина 30.05.2025

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
22.06.25 Воскресенье
84. КРЕПАК Петр
81. КУБАЕВ Казила
78. ИСМАГУЛОВА Батес
77. КЕМЕШОВ Бердихан
69. ГРИБАНОВА Елена
68. ЫСКАК Бинали
65. СЫРГАБЕКОВА Асия
64. СЕИТОВ Галымжан
62. ЗВОЛЬСКИЙ Сергей
59. КИМ Инесса
58. ЖУМАГАЛИ Бокен
50. САУРАМБАЕВ Бейбут
46. КИРОВИЧ Александр
43. АБИШЕВ Галым
42. ВЕРОНСКАЯ Майя
...>>>
23.06.25 Понедельник
85. АБИЛЬСИИТОВ Галым
84. ОБАЕВ Есмухан
77. СИВРЮКОВА Валентина
76. МОЛОДЦОВ Владимир
74. КАРАБАЛИН Алий
74. КОМРАТОВ Ратмир
72. ФОМИЧЕВ Сергей
70. АХМАТОВ Иван
68. ВОРОНЦОВА Наталья
67. ИРГЕБАЕВ Галым
62. КОНОНЕНКО Олег
61. ЖАНАБИЛОВ Мият
59. КИЗАТОВ Ерлан
58. КАБЕЛЬДИН Ерекбулат
58. САБИДОЛДАНОВ Мухтар
...>>>
24.06.25 Вторник
88. ОСТАПЕНКО Юрий
87. ХАДЕЕВ Раис
85. КАСКАБАСОВ Сеит
81. ДОСКАЛОВ Валерий
80. БАКТЫБЕКОВ Казбек
76. ГРИБАНОВА Валентина
69. АЛТЫНБЕКОВА Гульсара
67. ИВАНОВ Виктор
64. ЯСИНСКАЯ Елена
61. ЖУМАБЕКОВ Бейсембай
58. ЧЕРДАБАЕВ Жаксен
57. АЛЬЖАНОВ Нурлан
55. КАЙРЕШЕВА Мира
54. БАЯМБЕТОВ Канат
53. БАТЫРКОЖА Азамат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru