t.me/peruash, 5 июня
Сегодня в Демпартии "Ак жол" прошло интересное обсуждение перспектив развития рынка криптовалют и цифровых активов. По нашему приглашению в дискуссии приняли участие зампред Нацбанка Берик Шолпанкулов, вице-министр нацэкономики Арман Касенов, зампред АРРФР Мария Хаджиева, руководители комитетов и департаментов Нацбанка, МФЦА, МЦРИАП, КГД Минфина, АФМ, а также представители бизнес-сообщества. С докладами о ходе подготовки законопроектов по регулированию цифровых активов, банков и банковской деятельности и др, выступили директор департамента платежных систем Нацбанка Ерлан Ашыкбеков, председатель комитета искусственного интеллекта МЦРИАП Гиззат Байтурсынов, председатель комитета финансовых услуг МФЦА Евгения Богданова, учредитель криптобиржи Interbix Талгат Досанов. Выявили точки несовпадения подходов госорганов и бизнеса, продолжим работу по взаимодействию. Все участники встречи подтвердили намерение содействовать развитию цифровых активов в РК, наиболее развернутые предложения представили докладчики Нацбанка. В то же время, выявился ряд моментов, по которым сами участники рынка имеют другое видение. 1). Так, у бизнеса вызывают вопросы предлагаемое введение сразу нескольких регуляторов крипторынка, в лице МФЦА, Министерства цифрового развития и Нацбанка. Несмотря на заверения госорганов, что они "разделили сферы", такое регулирование будет вносить путаницу, дублирование функций и отчетности, излишнюю бюрократизацию в процесс. Мы указали, что легализация крипторынка не должна привести к утере его преимуществ: простоты, скорости и доступности. И уже само по себе введение госрегулирования означает определенные издержки, избыток которых (при трех "контролерах") приведет к тому, что основная часть оборота крипты так и останется в тени. Просто потому, что тогда бизнесу окажется выгоднее не легализовывать такую деятельность, чем подвергаться адмдавлению. По оценкам самих госорганов, из 15 млрд $ оборота крипты за 2024 г., только 1 млрд (или 6,5%) прошли легально (через МФЦА). И задача госрегулирования - не просто принять законы и правила, но такие, чтобы основная часть из этих 15 млрд $ (а по некоторым данным, крипторынок удваивается каждые 3-4 года) - легализовалась и проходила через официальные каналы. 2). Бизнес также обратил внимание госорганов на то, что нет необходимости и даже контр-продуктивно "изобретать" какие-то местные правила регулирования. Особенность крипторынка в том, что он не признает границ и локаций. И если мы нацелены на развитие цифровых активов не как "фантиков", а как реальных инструментов по привлечению внешних участников и их инвестиций - то нужно просто имплементировать международные стандарты и правила. В этой связи, председатель Ассоциации блокчейн-индустрии Данияр Мубараков даже обратил внимание на различное понимание природы и функций стейблкоинов в презентации Нацбанка и в международной практике. "То, как Нацбанк понимает стейблкоин, в международном регулировании относится к другому классу, security tokens" - отметил он. Также выявились расхождения в понимании эмитента, обеспечения и применения крипто-тенге (как национальной крипты): Нацбанк настаивает, что даже с учетом цифровизации, единым платежным средством в РК должен оставаться физический (наличный или безналичный) тенге, но никак не его криптоаналог. Для осуществления платежей любую криптовалюту, включая криптотенге необходимо конвертировать в тенге через криптообменник. Однако бизнес считает такое требование барьером и бюрократией, противоречащей самим принципам крипторынка. Мы согласны с требованием платежей в тенге, но полагаем целесообразным распространить эту возможность на национальную крипту, полагая при этом, что ее эмитентом (и обеспечителем) должен выступать Нацбанк, тогда как НБ считает правильным передать право эмиссии криптотенге Binance (платформа цифрового рынка на МФЦА). Глава криптобиржи Intebix Талгат Досанов сообщил, что после наших консультаций с группой Solana и другими участниками крипто-форума в Аstana-Hub на прошлой неделе (https://t.me/peruash/13292), учредитель Step Finance Джордж Харрап, возглавляющий направление DeFi в YAP Global и запустивший 12 стейблкоинов, представил Демпартии "Ак жол" предложения по регулированию цифрового рынка, на основе уже действующих в мире подходов. Данная группа в настоящее время работает над законопроектом о стейблкоинах в Конгрессе США. Мы с удовольствием передадим эти рекомендации нашим госорганам. 3) КГД МФ сообщил о планах ввести налогообложение криптобирж в размере 0,1% с каждой операции. Однако Г.Байтурсынов (МЦРИАП) сообщил, что в Узбекистане принято решение об освобождении цифровых активов от всех налогов на 4 года. И если президент К.Токаев ставит задачу сделать Казахстан центром развития криптоиндустрии, в ЦАР, то нужно не вводить новые налоги, а убирать существующие, на какой-то период, пока мы не закрепим за собой региональное лидерство в данной отрасли. В частности, речь идет о пересмотре налога на майнинг (в связи с халвингом, т.е. периодическим двукратным падением доходности майнинга) и применением метода зачета НДС на ввоз майнингового оборудования для его обновления. 4). Наши возражения вызвало мнение АРРФР о необходимости отдельных правил регулирования использования цифровых активов для физлиц и т.п.. Считаем такие требования излишними, так как в любом случае оборот крипты происходит через экосистему и институты крипторынка - обменники, биржи, банки, кастодианы. Их и нужно регулировать, а не усложнять жизнь их клиентам. 5). Мы были удивлены нежеланием Нацбанка включать в инфраструктуру создающегося крипторынка такого важного института, как Криптобанки. Пришлось напомнить, что именно банки могут стать первыми платформами криптообмеников и криптобирж за пределами МФЦА, как и первыми альтернативными кастодианами криптовалют. Напомнил о депутатских запросах фракции "Ак жол" на эту тему, включая международные примеры как обычных, так и гибридных Криптобанков (https://t.me/peruash/13007 ). Это мнение поддержала и Ассоциация блокчейн-технологий (Данияр Мубараков) и даже председатель комитета МФЦА Евгения Богданова, которая подчеркнула, что без банков второго уровня рынок цифровых активов просто не заработает. Нужно заметить, что уже после дискуссии со мной связался Б.Шолпанкулов и сообщил, что Нацбанк готов рассмотреть создание Криптобанка. 6). Мы обратили внимание коллег, что одна из важнейших возможностей, которую создает крипторынок - это даже не платежи или котировка криптовалют, а возможность для малого и среднего бизнеса привлекать инвестиции под собственную крипту, обеспеченную активами предприятия. Фактически - это инструмент фондрейзинга, т.е. альтернатива фондовому рынку, но только без его жестких листинговых требований. В этой связи возникнет необходимость страхования (хеджирования) рисков, заменой которого может стать введение независимого рейтинга крипты, о чем сказали наши коллеги Т.Досанов и Олжас Нуралдинов. Такой рейтинг способен послужить и альтернативой требованиям Нацбанка к эмитентам собственной крипты, которые могут вылиться в излишний барьер для МСБ в привлечении инвестиций. Надеюсь, что мы друг друга услышали. Договорились продолжить такие обсуждения на следующем этапе. |