18 июня, Астана, Дом Мажилиса
Мажилис на пленарном заседании под председательством Спикера Палаты Ерлана Кошанова обсудил и направил в Сенат отчеты Правительства и Высшей аудиторской палаты об исполнении республиканского бюджета за 2024 год. Кроме того, депутаты приняли закон по вопросам противодействия легализации преступных доходов во втором чтении, а также ратифицировали Соглашение о займе с Международным Банком Реконструкции и Развития. Представляя мажилисменам отчет Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2024 год, министр финансов Мади Такиев сообщил, что предварительно реальный рост ВВП составил 4,8%. Поступления бюджета исполнены на 98% и составили порядка 20 трлн тенге. Расходы произведены на 23,6 трлн тенге. При этом дефицит республиканского бюджета сложился в сумме 3,6 трлн тенге или 2,7% к ВВП. – В целом все социальные обязательства Правительство исполнило, в том числе на поддержку регионам направлены 7,1 трлн тенге, на социальную сферу – 8,8 трлн тенге. Кроме того, регионам направлены бюджетные средства из резерва Правительства на решение важных вопросов. На ликвидацию паводков, модернизацию теплоисточников, теплосетей, реализацию национального проекта по модернизации сельского здравоохранения выделены соответствующие средства, – проинформировал глава Минфина. В свою очередь, председатель Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов рассказал, что в апреле 2024 года вновь обновилась система государственного планирования, однако центральные госорганы не смогли оперативно адаптировать к ней свои планы развития. Как следствие, не удалось достичь 7 ключевых национальных индикаторов и 20 целевых индикаторов в планах развития госорганов. При этом за прошлый год в расходы бюджета изменения вносились 13 раз. Из плана финансирования были исключены 112 бюджетных инвестпроектов на 56 млрд тенге, однако во втором полугодии включены 96 инфраструктурных проектов на 58 млрд тенге по аналогичным направлениям. В своем содокладе руководитель рабочей группы Уласбек Садибеков подчеркнул, что, несмотря на высокий уровень исполнения бюджета, остаются вопросы к качеству этого исполнения. Сохраняются системные проблемы в управлении, планировании, реализации и контроле. – Из года в год кратно увеличиваются количество и суммы нарушений. Общая сумма установленных внешним госаудитом нарушений составила 861,9 млрд тенге, что на 64,8% больше, чем в 2023 году, из них 154 млрд тенге – финансовые нарушения, 708 млрд тенге – неэффективное планирование и использование, более 10 тысяч процедурных нарушений. Кроме того, по линии внутреннего аудита выявлен еще 81 млрд тенге, – отметил Уласбек Садибеков. Заслушав доклады, мажилисмены задали членам Правительства вопросы по фактам неисполнения бюджета и другим выявленным ВАП пробелам. Особый интерес вызвали непрозрачность управления активами Национального фонда, размещение госзаданий в неконкурентной среде, низкие темпы реализации инвестиционных проектов, строительство некачественных объектов за счет бюджетных средств и другие. Председатель Комитета по финансам и бюджету Татьяна Савельева остановилась на том, что ВАП в течение последних лет регулярно фиксирует системные проблемы в управлении государственным долгом: отсутствие оценки возвратности заимствований, анализа фискальных и валютных рисков, сводного баланса по всем видам долговых обязательств. – И все эти проблемы на фоне роста правительственного долга, который за 10 лет увеличился в 3,5 раза – с 8,7 трлн до 30,1 трлн тенге. При этом относительный показатель остается в пределах 22,4% ВВП и соответственно не должен вызывать тревоги. Такой подход создает лишь иллюзию устойчивости. С 2024 года вступили в силу новые положения Бюджетного кодекса, которые, по сути, впервые дают необходимую базу для комплексного управления всеми долговыми обязательствами государства. Именно эти нормы должны устранить те недостатки, которые из года в год отмечает ВАП. Вопрос в том, как избежать эффекта нормативного прогресса при практической инерции, – подчеркнула Татьяна Савельева. Свои оценки отчетам дали все фракции политических партий, представленных в Мажилисе. Партийные фракции НПК, ОДСП и "Ақ жол" не поддержали отчет Правительства об исполнении бюджета за 2024 год и проголосовали против. За утверждение отчета Правительства выступили партийные фракции "Ауыл" и "Respublica". Фракция партии "AMANAT" выразила мнение, что документ можно одобрить, учитывая озвученные депутатами замечания. В целом мажилисмены оценили отчет Правительства на удовлетворительном уровне и решили направить его в Сенат для дальнейшего рассмотрения. Подводя итоги обсуждения, Председатель Мажилиса Ерлан Кошанов подчеркнул, что рост ВВП и инвестиций, выполнение социальных обязательств в полном объеме показывают, что данные Главой государства конкретные поручения по развитию экономики и поддержки бизнеса дают результаты. При этом также было высказано много конструктивной критики и предложений, на которые Правительство должно обратить особое внимание в своей работе. – Если раньше традиционно больше всего вопросов вызывала расходная часть бюджета, то в этом году, к сожалению, вопросы вызывают слабое планирование и исполнение доходной части бюджета. И как результат – резкое увеличение изъятий из Нацфонда и объемов внешних заимствований. Считаю, что опасения депутатов здесь уместны. Соответствующие государственные органы должны сделать выводы по данному вопросу, – заявил Ерлан Кошанов. Окончательное рассмотрение отчетов Правительства и Высшей аудиторской палаты об исполнении республиканского бюджета за 2024 год состоится на совместном заседании палат Парламента. Кроме того, мажилисмены приняли во втором чтении закон по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. Поправки разработаны для приведения отраслевого законодательства в соответствие с рекомендациями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). По информации руководителя рабочей группы Мурата Ергешбаева, в рамках закона вводятся новые субъекты финансового мониторинга, в том числе операторы сотовой связи и Государственная корпорация "Правительство для граждан". Также вводится понятие "подозрительная деятельность" – она будет определяться периодичностью, размерами и направленностью переводов. Подозрительные операции будут подлежать проверке, дальнейшую работу по ним будет вести Агентство по финансовому мониторингу. При этом субъектов финансового мониторинга обязуют направлять в уполномоченный орган сообщения о подозрительной деятельности. Законом впервые устанавливается порог для всех операций с цифровыми активами, сумма которых равна или превышает 5 млн тенге, подлежащих финансовому мониторингу. Снижается порог по финмониторингу для операций по приобретению (продаже) в наличной форме культурных ценностей – с 45 млн до 1 млн тенге. Предусмотрены и другие нормы. Также Мажилис ратифицировал Соглашение о займе (Проект ускоренной цифровизации для инклюзивной экономики Казахстана) между Казахстаном и Международным Банком Реконструкции и Развития, совершенное 12 декабря 2024 года в городе Астане. Документ депутатам представил министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Жаслан Мадиев. Выступая с содокладом, руководитель рабочей группы Екатерина Смышляева сообщила, что соглашение направлено на привлечение средств для обеспечения 2,3 млн жителей сел доступом к высокоскоростному Интернету. Этот шаг является частью масштабной работы в рамках национального проекта "Доступный Интернет". – В более чем 1 тыс. крупных сел до каждого дома будет проведена оптико-волоконная линия связи. Это так называемая последняя миля. Такая связь является самой быстрой, стабильной и безопасной. Увеличивая покрытие страны наземными линиями связи, мы не только улучшаем качество жизни на селе, но и обеспечиваем технологический суверенитет страны, – пояснила депутат. В структуре расходов 42 млрд тенге приходятся на заем государства, еще 42 млрд тенге – обязательное условие частного софинансирования. Таким образом, отрасль получит как минимум 84 млрд тенге инвестиций. Сам заем берется в японский йенах под 1% вознаграждения. До начала выплаты долга в 2028 году проект будет полностью реализован. Долг будет выплачиваться до 2035 года. В завершение пленарного заседания Мажилис утвердил обновленный состав Парламентской комиссии по мониторингу реализации национальных целей и задач в области устойчивого развития Республики Казахстан. В нее вошли депутаты Серик Ерубаев и Ирина Смирнова, которые сменили выбывших мажилисменов. При формировании состава данной комиссии от Мажилиса учтена представленность всех фракций политических партий.
---
Заключение ВАП к Отчету Правительства об исполнении бюджета за 2024 год рассмотрено в Мажилисе РК ВАП, 18 июня
На пленарном заседании Мажилиса РК были представлены основные выводы из Заключения Высшей аудиторской палаты к Отчету Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2024 год. Документ был всесторонне рассмотрен депутатами нижней палаты Парламента. Так, в апреле 2024 года вновь обновилась система госпланирования, однако центральные госорганы не смогли оперативно адаптировать к ней свои планы развития. Как следствие, не удалось достичь 7 ключевых национальных индикаторов и 20 целевых индикаторов в планах развития госорганов. Прогноз по доходам 2024 года был снижен на 2 трлн тенге от первоначального плана, однако и он оказался не исполнен на 609 млрд тенге. Несмотря на рост количества налоговых проверок, процент взыскания по ним снизился более чем в 2 раза. Мониторинг 249 крупных налогоплательщиков идет бессистемно, в результате сумма доначислений составила 643 млн – всего 0,01% от общих поступлений крупных субъектов. В целом за 2024 год сбор налогов снизился на 4,7% к уровню 2023 года. Эти факторы вынуждают наращивать не только заимствования, но и увеличивать объемы трансфертов из Нацфонда. В 2024 году – это 5,6 трлн тенге. В целом уровень активов Нацфонда к ВВП в сравнении с 2023 годом снизился на 7 процентных пунктов. Цель по удержанию дефицита бюджета в диапазоне 2,6% ВВП не достигнута. Установленный лимит ненефтяного дефицита также не соблюден, абсолютный размер которого составил 10,8 трлн тенге. За 2024 год в расходы бюджета изменения вносились 13 раз, при этом 40% корректировок пришлись на 4 квартал. Из плана финансирования были исключены 112 бюджетных инвестпроектов на 56 млрд тенге: объекты в сфере газо-, водо- и электроснабжения, инженерно-коммуникационной инфраструктуры и др. После корректировок бюджета во втором полугодии были включены 96 инфраструктурных проектов на 58 млрд тенге. Однако по направлениям они аналогичны тем, которые исключили ранее. Темпы исполнения Комплексного плана приватизации на 2021-2025 годы снизились: за 2024 год реализовано всего 14 объектов. В качестве положительного момента отмечается сокращение в 2024 году объемов финансирования квазигоссектора из республиканского бюджета почти на 29%. Вместе с тем по-прежнему имеются факты нерационального управления активами. Так, группой компаний холдинга "Байтерек" затягивались сроки доведения льготных ресурсов до получателей. Процесс отбора проектов выстроен недостаточно прозрачно: поддержку получали проекты, которые либо не достигали заявленных KPI, либо по ним не предъявлялись встречные обязательства. Фондом "Самрук-Қазына" отменена и приостановлена реализация 13 горнорудных, металлургических и промышленных проектов общей стоимостью 239 млрд тенге. Высшая аудиторская палата продолжит совместную работу с Правительством и Парламентом над совершенствованием бюджетных процессов.
---
Республиканский бюджет 2024: социальные обязательства - приоритет сохранен МФ, 18 июня
Министр финансов Мади Такиев представил в Мажилисе отчет Правительства Республики Казахстан об исполнении республиканского бюджета за 2024 год. По предварительным данным реальный рост ВВП составил 4,8%. Поступления бюджета исполнены на 98% и составили порядка 20 трлн тенге. Расходы составили 23,5 трлн тенге. Таким образом, дефицит бюджета был равен 3,6 трлн тенге или 2,7% к ВВП. Инфляция в сравнении с 2023 годом снизилась с 9,8% до 8,6%. В целом, все социальные обязательства Правительство исполнило, в том числе на поддержку регионам направлено 7,1 трлн тенге, на социальную сферу 8,8 трлн тенге. С 1 января 2024 года размер солидарных пенсий проиндексирован на 9 %. По поручению Главы государства продолжается поэтапное повышение базовой пенсии: ее минимальный размер увеличен с 60% до 65% от прожиточного минимума, а максимальный со 100% до 105%. Соответственно, минимальный размер совокупной пенсии (солидарная и базовая) в 2024 году составил – 86 068 тенге, а максимальный – 197 873 тенге. Кроме того, с 1 января 2024 года размеры социальных выплат из Государственного фонда социального страхования увеличены на 7%. Так, выплаты по утрате трудоспособности и потере кормильца получили 1,3 млн человек на общую сумму 958,3 млрд тенге. По инвалидности были осуществлены выплаты 541 тыс. граждан на сумму 477,3 млрд тенге. Кроме того, 1,3 тыс. семей с детьми получили поддержку в размере 652 млрд тенге.
Доходы Годовой план по доходам республиканского бюджета исполнен 97,2%, в бюджет поступило 19,6 трлн тенге. Из них собственные доходы республиканского бюджета (без учета трансфертов) – 13,5 трлн тенге (95,7%). Снижение поступлений по доходам в текущем году обусловлено совокупностью неблагоприятных экономических факторов. В результате снижения объемов добычи, производства и поставок, а также увеличения логистических издержек, вызванных геополитической нестабильностью, по 188 крупным предприятиям зафиксировано снижение поступлений на 1,4 трлн тенге. Вторым важным фактором стал беспрецедентный рост возврата налога на добавленную стоимость (НДС) из бюджета. В 2024 году эта сумма достигла 1,2 трлн тенге - это почти в три раза больше, чем в предыдущем году (430 млрд тенге). Причем за первые пять месяцев текущего года уже возвращено 673 млрд тенге, и к концу года ожидается сопоставимый с прошлым годом объем возвратов. Третьим сдерживающим фактором стало сохранение волатильности на мировых рынках сырья, особенно по ключевым экспортным металлам. Так, стоимость цинка снизилась на 22% - с 3129 до 2449 долларов США за тонну, алюминия - на 8% (с 2398 до 2199 долларов), меди - на 5% (с 8930 до 8443 долларов). Это негативно сказалось на валютных поступлениях и снижении экспортной выручки. Наконец, на доходную часть повлияло сокращение объемов импорта из третьих стран. За отчетный период импорт снизился на 2 млрд долларов. Это также привело к уменьшению поступлений по косвенным налогам на импортируемые товары. Вместе с тем, была продолжена работа по сокращению теневого оборота в экономике, в том числе через цифровизацию фискального администрирования, что обеспечило дополнительное поступление в бюджет на сумму 1,2 трлн тенге. Это на 37% больше по сравнению с 2023 годом. Доначислено налогов по актам проверок на сумму порядка 377 млрд тенге. По итогам камерального контроля взыскано в бюджет 262 млрд тенге. На конец отчетного года снижена сумма недоимки на 18% или на 62 млрд тенге (на конец отчетного года сумма недоимки составила 282 млрд тенге).
Расходы Бюджетные расходы за отчетный период исполнены на 98% и составили 23,6 трлн тенге. Неосвоенными остались 526 млрд тенге, из которых 12 млрд тенге составляют нераспределенные остатки резервного фонда Правительства и прочая экономия средств. Несмотря на это, в течение года были профинансированы приоритетные направления с высокой социальной значимостью. В частности, на повышение заработной платы педагогам дошкольных учреждений из республиканского бюджета выделено 93,8 млрд тенге. Кроме того, жилищем обеспечены 4 557 семей из числа социально уязвимых слоев населения. В рамках инфраструктурного развития построено и реконструировано 3 412,2 км сетей водоснабжения и водоотведения (в том числе 1 160,7 км - за счет республиканского бюджета и 2 251,5 км - за счет средств Национального фонда). Также отремонтировано 90,1 км теплосетей. В результате реализации бюджетных инвестиционных проектов в 2024 году газоснабжение получили 62 населенных пункта с общей численностью населения 213 тыс. человек. По программе "Ауыл – Ел бесігі" охвачено порядка 152 сельских населенных пунктов в рамках реализации 168 проектов. Значительные средства были направлены и на развитие транспортной инфраструктуры - строительные, реконструкционные и ремонтные работы охватили 12 тыс. км автодорог. В агропромышленный комплекс оказана поддержка 505 субъектам, кредитованием охвачены 3 585 хозяйств, закуплено 577 тыс. тонн сельхозпродукции. Это позволило своевременно провести весенне-полевые работы на площади свыше 3,2 млн гектаров.
Национальные проекты На реализацию трех ключевых национальных проектов - "Комфортная школа", "Модернизация сельского здравоохранения" и "Доступный интернет" - из различных источников финансирования было направлено 751 млрд тенге. На развитие образовательной инфраструктуры в рамках этого проекта регионам было переведено 647 млрд тенге за счет средств Национального фонда. В результате введено 254 тысячи ученических мест и завершено строительство 105 новых школ. В 2025 году планируется ввести в эксплуатацию еще 112 школ. На улучшение медицинской инфраструктуры в сельской местности было выделено 91,3 млрд тенге. Уже завершено строительство 460 объектов здравоохранения. До конца 2025 года планируется завершить строительство еще 195 объектов и провести модернизацию 32 многопрофильных центральных районных больниц. Отмечается положительная тенденция в решении кадрового дефицита: по сравнению с 2023 годом нехватка врачей снизилась на 17%. На развитие цифровой инфраструктуры было выделено 13 млрд тенге. В результате 5G-связь обеспечена в 30% городов республиканского значения и 15% городов областного значения, что способствует расширению цифровых возможностей для граждан и бизнеса. "Подводя итоги исполнения республиканского бюджета за 2024 год, можно с уверенностью сказать, что Правительство обеспечило стабильность макроэкономических показателей, выполнило все социальные обязательства и сохранило курс на устойчивое развитие. Несмотря на внешние вызовы и влияние глобальной нестабильности, нам удалось сохранить контроль над инфляцией, обеспечить финансирование приоритетных проектов и поддержать наиболее уязвимые категории граждан. Значительная работа проведена по цифровизации фискального администрирования и повышению прозрачности бюджетного процесса. Мы продолжаем переход от количественных показателей к качественным результатам", - заявил Мади Такиев.
---
Правительство РК будет отражать исполнение рекомендаций ВАП в отчете об исполнении бюджета ВАП, 18 июня
Высшая аудиторская палата сразу по нескольким направлениям усилила работу по предотвращению нарушений в бюджетной сфере. Об этом рассказал председатель ВАП Алихан Смаилов, отвечая на вопросы депутата Мажилиса в ходе пленарного заседания. Он сообщил, что в новом Бюджетном кодексе, который был подписан Главой государства 15 марта, учтен ряд рекомендаций ВАП по усилению профилактики бюджетных нарушений. Так, принята норма, согласно которой Правительство РК должно включать в Отчет об исполнении республиканского бюджета информацию о выполнении рекомендаций ВАП за прошедший финансовый период. Реализацию данной нормы можно будет увидеть в Отчете за 2025 год. Наряду с этим ВАП был проанализирован положительный международный опыт по взаимодействию счетных палат с парламентами в ведущих странах мира. "Учитывая это, мы считаем очень важным на регулярной основе предоставлять депутатам Парламента РК результаты госаудитов по различным направлениям. Это позволит им использовать актуальную информацию при проведенииправительственных часов, а также при рассмотрении, обсуждении и принятии законодательных актов", - сказал Алихан Смаилов. Он добавил, что в совокупности эти меры позволят сократить нарушения в бюджетной сфере, а также повысить эффективность работы госорганов в целом. |