27 июня, Астана
Депутаты Парламента на совместном заседании палат под председательством Спикера Мажилиса Ерлана Кошанова заслушали послание Конституционного Суда, а также утвердили отчеты Правительства и Высшей аудиторской палаты об исполнении республиканского бюджета за прошлый год. Первым вопросом парламентарии заслушали послание Конституционного Суда "О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан". – На сегодня мы получили более 10,5 тыс. обращений граждан, и почти треть из них – только за последние полтора года. Преобладающее большинство касается норм уголовного, административного, гражданского, земельного, налогового и социального законодательства. Многие обращения содержат конкретные предложения по совершенствованию законодательства, а также запросы на правовое разъяснение норм действующего законодательства, – пояснила председатель Конституционного Суда Эльвира Азимова. При этом, по ее словам, Конституционная законность во многом связана с качественным нормотворчеством. С начала своей деятельности орган конституционного контроля принял около 400 постановлений. В настоящее время 14 итоговых решений по результатам проверки норм законов и других нормативных правовых актов находятся в процессе исполнения государственными органами. Эльвира Азимова отметила, что в несколько законопроектов, инициированных депутатами, уже включен пакет законодательных предложений, связанных с правовыми позициями и выводами Конституционного Суда. Она также предложила рассмотреть в рамках законодательной инициативы изменения в ряд кодексов и законов, которые касаются устранения правовой неопределенности в регулировании игорного бизнеса, страхования и защиты пенсионных накоплений и других вопросов. По итогам доклада парламентарии приняли к сведению послание Конституционного Суда. Далее депутаты Парламента заслушали отчеты Правительства и Высшей аудиторской палаты об исполнении республиканского бюджета за 2024 год. С докладами выступили министр финансов Мади Такиев и председатель ВАП Алихан Смаилов. В своем содокладе депутат Мажилиса Уласбек Садибеков подчеркнул, что, несмотря на освоение средств, качество бюджетного процесса по-прежнему остается на недостаточном уровне, а ключевые проблемы – системными. – Экономические показатели подтверждают данную тенденцию. По итогам года рост ВВП составил 4,8%, что ниже как прогнозируемого Правительством уровня (5,3%), так и прошлогоднего фактического значения (5,1%). Это означает, что бюджетные вливания не обеспечили достаточной отдачи в реальном секторе. Причины необходимо искать в качестве формирования и исполнения самого бюджета, – заявил мажилисмен. Уласбек Садибеков напомнил, что с этого года в силу вступил Бюджетный кодекс в новой редакции. Его нормы направлены на усиление персональной ответственности администраторов бюджетных программ всех уровней – за неосвоение, несвоевременную реализацию проектов и отсутствие результатов. Также вводятся обязательные предварительная и последующая оценки эффективности расходов. С содокладом также выступил депутат Сената Султанбек Макежанов. В ходе обсуждения председатель Комитета Мажилиса по финансам и бюджету Татьяна Савельева подняла вопрос снижения собственных доходов в республиканский бюджет. По информации депутата, в сравнении с 2023 годом этот показатель снизился на 1 трлн тенге, хотя экономический рост составил 4,8%. Особенно сильное понижение произошло по НДС (на 8,3%), его доля в ВВП сократилась с 4,7% до 3,8%. Депутат Мажилиса Ерлан Саиров обозначил, что на протяжении последних двух лет ключевые задачи, заявленные в Национальном плане развития, остаются нереализованными. В этом году, по его словам, расходы на обслуживание и погашение госдолга составляют 6,1 трлн тенге или 38% всех доходов бюджета. – Средства Нацфонда за последние 10 лет покрывают уже 30% республиканского бюджета. Ненефтяной дефицит – 8% ВВП, доля частных инвестиций – падает, вместо укрепления деловой среды – рекордный объем проблем с возвратом НДС. Исполнение бюджета направлено не на решение стратегических задач, а на латание дыр в бюджете. При этом в руках Правительства – новый Бюджетный кодекс, новый Налоговый кодекс, Национальный план развития. Но в представленных в отчете материалах не видно национальной перспективы, нет четких показателей странового прогресса, – отметил Ерлан Саиров. Также парламентарии адресовали ответственным госорганам вопросы о несоответствии между масштабами приватизации республиканской собственности и ее отражением в бюджете и Нацфонде, снижении доли частных инвестиций и мерах Правительства по восстановлению инвестиционной активности и поддержке производственного сектора, причинах неэффективности базовой ставки в сдерживании инфляции, а также другие. Кроме того, по отчетам об исполнении республиканского бюджета выступили фракции шести политических партий, представленных в Парламенте. Партийные фракции НПК, ОСДП и "Ак жол" в Мажилисе проголосовали против, "Ауыл", "Respublica" и "AMANAT" – за утверждение рассмотренных документов. Руководитель парламентской фракции "AMANAT" Елнур Бейсенбаев отметил, что, несмотря на глобальные вызовы, Правительство добивается роста экономики, все социальные обязательства за прошедший год выполнены. Кроме того, обеспечены рост экономики к ВВП на 6%, рост резервов золотовалютных средств и Нацфонда до 112 млрд долларов, возврат НДС бизнесменам в 1,2 трлн. тенге и дополнительные поступления в бюджет еще – 1,3 трлн. тенге. При этом он подчеркнул, что улучшение благосостояния населения – общая ответственность Правительства и Парламента, и депутаты готовы продолжать совместную работу в этом направлении. По итогам прений парламентарии приняли решение утвердить отчеты Правительства и ВАП об исполнении республиканского бюджета за 2024 год. Парламент совместно с госорганами выработал и направил в Правительство рекомендации по решению выявленных проблем. В заключение заседания парламентарии утвердили обновленный состав Парламентской комиссии по мониторингу реализации национальных целей и задач в области устойчивого развития Республики Казахстан. В нее вошли депутаты Мажилиса Серик Ерубаев и Ирина Смирнова.
---
Рост инвестиций в Казахстане достиг 10%: Правительство делает ставку на дебюрократизацию, либерализацию и развитие инфраструктуры primeminister.kz, 27 июня
Инвестиции в основной капитал в Казахстане демонстрируют устойчивую положительную динамику, увеличившись на 10% в 2024 году по сравнению с предыдущим годом. Об этом на совместном заседании палат Парламента РК сообщил первый заместитель Премьер-министра Роман Скляр. За последние пять лет рост этого показателя составил 55%. "Из общего объема инвестиций в 19,4 трлн тенге почти 79% приходится на частный сектор. Несмотря на незначительное снижение доли по сравнению с прошлым годом, в абсолютных значениях объем частных вложений вырос – с 14,7 до 15,3 трлн тенге. Параллельно значительно увеличились и государственные инвестиции – с 2,9 до 4,1 трлн тенге", - отметил Роман Скляр. Этот рост происходит на фоне целенаправленной работы Правительства по кардинальному улучшению инвестиционного климата в стране через развитие инфраструктуры, последовательную дебюрократизацию и либерализацию экономики. За прошедший год государством сделан значительный шаг в расширении инфраструктурной базы – от транспортной сети до энергетических мощностей. "Инвестировать должно быть удобно, и именно на это направлена работа Правительства, Инвестштаба и механизмов вроде СОИ", - подчеркнул первый заместитель Премьер-министра. Особое внимание уделяется привлечению стратегических инвесторов в ключевые секторы, такие как машиностроение, логистика и агропромышленный комплекс. Среди реализованных проектов – участие компаний John Deere, KIA, YTO Express и Fufeng Group, которые не только вкладывают капитал, но и способствуют внедрению новых технологий, развитию человеческого капитала и инновационных экосистем. Для улучшения условий инвестирования созданы специальные инструменты, включая "зеленый коридор", национальную цифровую инвестиционную платформу и Единый реестр проблем инвесторов. Ключевую роль играет Инвестиционный штаб при Правительстве, который уже рассмотрел 137 проектов на сумму свыше $70 млрд и инициировал более 140 законодательных изменений для снижения бюрократических барьеров и защиты прав инвесторов. "Особое внимание уделяется инструменту Соглашений об инвестициях, который фиксирует условия взаимодействия государства и инвестора. В 2024 году заключено 6 таких соглашений на $2,3 млрд, а только за первое полугодие 2025 года – уже 15, на сумму свыше $15,8 млрд. Срок согласования СОИ сегодня не превышает двух недель при наличии полного пакета документов", - отметил первый заместитель Премьер-министра. Финансовым катализатором и стабилизатором инвестиционной среды выступает НУХ "Байтерек". Холдинг использует устойчивую финансовую платформу, чтобы привлекать ресурсы как частных, так и международных банков, и инвестиционных фондов. После направляет средства на крупные проекты в форме льготного финансирования.
---
Рост ВВП, увеличение активов Нацфонда, реализация Нацпроектов и уменьшение неэффективным расходов: депутаты утвердили Отчет Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2024 год
На совместном заседании палат Парламента депутаты поддержали Отчет Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2024 год. Основные ключевые итоги за прошлый год озвучил министр финансов Мади Такиев. По его словам, за пять месяцев 2025 года ВВП Казахстана вырос на 6%, а в 2024 году рост составил 4,8% – преимущественно за счет ненефтяного сектора. Доля ненефтяных доходов в консолидированном бюджете увеличилась на 2,5 процентных пункта. Инфляция снизилась с 9,8% до 8,6%. За прошлый год активы Национального фонда выросли на 16% и составили $66,2 млрд долларов. По программе "Нацфонд – детям" всего за 2 года порядка 7 млн детям начислено 233 доллара на каждого ребенка. Касательно доходной части, то, по данным Минфина, годовой план по доходам республиканского бюджета исполнен на 97,2%, в бюджет поступило 19,6 трлн тенге. При этом, если рассматривать валовые поступления НДС, с учетом возврата по сравнению с 2023 годом, зафиксирован рост налогов на 1,4% и валового НДС на 4,8%. Вместе с тем, в 2024 году была продолжена работа по сокращению теневого оборота, что обеспечило дополнительное поступление в бюджет на сумму 1 трлн. 280 млрд тенге. Это больше в сравнении с 2023 годом на 349 млрд. тенге или на 37%. Расходы исполнены исполнены на 97,8 % и составили 23,6 трлн тенге. За отчетный период профинансированы ряд направлений, в том числе социальной сферы и инфраструктурных проектов. На увеличение оплаты труда педагогов организаций дошкольного образования выделено 93,8 млрд тенге. Обеспечены жильем 4 557 семей социально - уязвимых слоев населения. 100% детей из этой категории и более 1,7 млн учащихся охвачены бесплатным питанием. Открыто 789 детсадов на более чем 89 тысяч мест. В 2024 году размер стипендии студентов вырос в 2 раза, а количество грантов увеличено на 7%. Открыты 11 филиалов зарубежных вузов. В 2025 году запланировано открытие еще 10 филиалов. Количество иностранных студентов достигло 30 тыс. человек. В рамках поручения Главы государства в 2024 году введено 40 общежитий на 11 тыс. мест, в 2025 году планируется ввести еще 23 общежития на 10,5 тыс. мест. В стране впервые введено 19 млн м2 жилья. Более 300 тыс. человек обеспечено газом, а свыше 200 тыс. центральным водоснабжением. В целом, построено и реконструировано порядка 3,5 тысяч км сетей водоснабжения и водоотведения. Проведена модернизация 542 км тепловых сетей и 55 тепловых источников, отремонтировано 6,5 тыс. км инженерных сетей. Введена дополнительная электрогенерация суммарной мощностью более 700 МВт. Кроме того, 12 тыс.км дорог было охвачено строительством и ремонтом. В результате нормативное состояние республиканских и местных дорог достигло 93% и 89% соответственно. Также был завершен ремонт 1,5 тыс. км магистральной железнодорожной сети. Объем перевозок по ТМТМ за 2024 год вырос на 62%, до 4,5 млн тонн. При этом транзит увеличился в 4 раза, а транзит из Китая – в 28 раз. Введены в эксплуатацию три новых терминала в аэропортах Алматы, Кызылорды и Шымкента. Агропромышленный комплекс вырос на 13,7% – один из лучших результатов 2024 года среди отраслей экономики. Урожай зерновых составил 26,8 млн тонн, а урожайность - 16,2 ц/га, что стало рекордом за 12 лет. Профинансировано 505 субъектов АПК, прокредитовано 3 585 субъектов, закуплено 577 тысяч тонн сельскохозяйственной продукции. Завершена модернизация 80 водоканалов общей протяженностью более 400 км. Охват земель водосберегающими технологиями вырос в 1,5 раза, до 470 тыс. га. За счет мер господдержкки субъекты АПК смогли своевременно провести посевные работы на площади свыше 3,2 млн га. Министр финансов отметил, что в прошлом году Правительство в приоритетном порядке занималось вопросами поддержки отечественных товаропроизводителей. В рамках регулируемых закупок заключены долгосрочные и офтейк-контракты с отечественными предприятиями на сумму свыше 1 трлн тенге. Этот показатель вырос в 2,5 раза. Говоря о реализации Национальных проектов Мади Такиев рассказал, что 3 нацпроектов – "Комфортная школа", "Модернизация сельского здравоохранения" и "Доступный интернет" – выделено 751 млрд тенге. В результате: - завершено строительство 105 школ, введено 254 тысяч ученических мест. Это позволило решить проблему 22 аварийных, 69 трехсменных школ, а также решить дефицит мест в более 100 школах; - завершено строительство 460 объектов здравоохранения. В 2025 году будет завершено строительство 195-ти объектов, модернизировано 32 многопрофильных районных больниц; - интернетом 5G обеспечены 30% городов республиканского значения, 15% городов областного значения. Также глава ведомства остановился на исполнении целевых индикаторов. В планах развития 26 государственных органов были предусмотрены 173 целевых индикатора. Кроме того, по его данным, в 2024 году всего проведено 12 корректировок и 1 уточнение республиканского бюджета. Корректировка осуществлялась без изменения структуры бюджета на основании бюджетного мониторинга и предложений АБП. В течение года оптимизированы непродуктивные расходы, а также расходы не первостепенного характера. Теперь информация о проведенной корректировке в течение 5 рабочих дней со дня ее проведения будет предоставляться в Парламент. С учетом ежегодных рекомендаций реализован ряд мер. Первое, в целях эффективного использования бюджетных средств совместно с депутатским корпусом в Бюджетном кодексе предусмотрено усиление экспертизы проектов, включающее в себя оценку государственных инвестиционных проектов. Второе, Проводимая политика управления госдолгом будет осуществляться в строгом соблюдении установленных финансовых ограничений. Утверждение лимитов всех долговых обязательств государства в законе о республиканском бюджете также является значительным достижением. Третье, в Правительстве учли предложения депутатов по деятельности субъектов квазигосударственного сектора и их подотчетности. С этого года отчеты руководителей субъектов квазигосударственного сектора будут заслушиваться в Парламенте при планировании бюджета и при рассмотрении отчетов Правительства.
---
Олжас Бектенов: Свыше 12 тыс. км инженерных сетей модернизированы по программе "Тариф в обмен на инвестиции" t.me/KZgovernment, 27 июня
В рамках программы "Тариф в обмен на инвестиции" ведется работа по модернизации жилищно-коммунального хозяйства. На совместном заседании палат Парламента Премьер-министр Олжас Бектенов подчеркнул, что благодаря программе удалось отремонтировать 12 тыс. км инженерных сетей. "С начала 2023 года реализуется большая программа "Тариф в обмен на инвестиции". Только за этот период удалось привлечь в сферу ЖКХ свыше 605 млрд тенге. Это позволило в 2023-2024 годах и в текущем году провести модернизацию свыше 12 тыс. км инженерных сетей. Это тоже факторы, которые обеспечивают долгосрочное экономическое развитие", - отметил Руководитель Правительства. В целом Правительство ведет целенаправленную работу по укреплению бюджета развития. Благодаря проводимой налоговой реформе со следующего года ожидается увеличение финансирования целей развития, в частности модернизации инфраструктуры, что создает предпосылки для устойчивого долгосрочного экономического роста.
---
Либерализация рынка ГСМ приносит результаты в виде привлечения инвестиций Проводимая Правительством работа по либерализации рынка ГСМ уже приносит первые ощутимые результаты. На совместном заседании палат Парламента Премьер-министр Олжас Бектенов отметил, отрасль долгое время оставалась инвестиционно непривлекательной из-за регулирования цен, которые не отражали рыночную конъюнктуру. После перехода к свободному ценообразованию ситуация меняется. "По отраслям позитивно отражается та работа, которая проводится по либерализации рынка ГСМ. В связи с тем, что цены на ГСМ долгое время были зарегулированы и уже практически не отражали реальной рыночной конъюнктуры, Правительство пошло по пути либерализации цен и мы видим, что эта работа уже дает свои результаты. Инвестиции начали возвращаться. Потому что ранее отрасль была инвестиционно непривлекательной. Теперь частный бизнес видит, что государство идет по пути либерализации цен и инвестиционная привлекательность этой сферы растет", - подчеркнул Олжас Бектенов.
---
Финансовая стабильность и социальный акцент: Министр финансов представил итоги исполнения республиканского бюджета за 2024 год МФ, 27 июня
На совместном заседании палат Парламента Министр финансов Республики Казахстан Мади Такиев выступил с докладом об исполнении республиканского бюджета за 2024 год, отметив ключевые экономические итоги и финансовые показатели, достигнутые за отчетный период. Согласно докладу, в 2024 году ВВП страны вырос на 4,8%, в основном за счет ненефтяного сектора, а по итогам первых пяти месяцев текущего года рост составил уже 6%. При этом доля ненефтяных доходов в структуре консолидированного бюджета увеличилась на 2,5 п.п., инфляция снизилась с 9,8% до 8,6%, а дефицит бюджета составил 2,7% к ВВП. Активы Национального фонда увеличились на 16% и составили 66,2 млрд долларов США. По программе "Нацфонд – детям" за два года более 7 млн детей получили начисления в размере 233 доллара на каждого. Годовой план по доходам республиканского бюджета исполнен на 97,2% (19,6 трлн тенге). Основные причины недобора - снижение импорта, перенос запуска крупных проектов, трехкратный рост возвратов НДС. Тем не менее, валовые поступления НДС увеличились на 4,8%, а за счет борьбы с теневой экономикой в бюджет дополнительно поступило 1,28 трлн тенге (+37% к 2023 году). Расходы бюджета исполнены на 97,8% и составили 23,6 трлн тенге. Существенные средства направлены на социальную сферу и инфраструктуру. Выделено 93,8 млрд тенге на повышение зарплат педагогам, обеспечено жильем 4 557 семей, открыто 789 детсадов, а 100% детей из уязвимых категорий обеспечены бесплатным питанием. Введено 19 млн м² жилья, газифицировано свыше 300 тыс. человек, модернизировано 3,5 тыс. км сетей водоснабжения, 542 км теплосетей и построены новые объекты генерации мощностью более 700 МВт. По национальным проектам выделено 751 млрд тенге, что позволило построить 105 школ (254 тыс. мест), устранить проблему аварийных и трехсменных школ, а также завершить строительство 460 объектов здравоохранения. Дополнительно в 2025 году планируется ввести 195 медучреждений и модернизировать 32 многопрофильные районные больницы. Также был завершен ремонт 1,5 тыс. км магистральной железнодорожной сети. Объем перевозок по Транскаспийский Международный Транспортный Маршрут (ТМТМ) за 2024 год вырос на 62%, до 4,5 млн тонн. При этом транзит увеличился в 4 раза, а транзит из Китая – в 28 раз. Введены в эксплуатацию три новых терминала в аэропортах Алматы, Кызылорды и Шымкента. Также министр доложил об эффективности использования бюджетных средств: сумма неэффективных расходов в 2024 году снизилась на 24% и составила 372 млрд тенге. В прошлом году Правительство в приоритетном порядке занималось вопросами поддержки отечественных товаропроизводителей. В рамках регулируемых закупок заключены долгосрочные и офтейк-контракты с отечественными предприятиями на сумму свыше 1 трлн тенге. Этот показатель вырос в 2,5 раза. "Все ключевые решения, принятые в 2024 году, были направлены на улучшение качества жизни казахстанцев: от обеспечения жильем до модернизации школ, больниц", - отметил Министр финансов РК Мади Такиев.
---
Рекомендации ВАП по повышению эффективности системы госфинансов обсуждены в Парламенте ВАП, 27 июня
На совместном заседании палат Парламента РК рассмотрены Заключение Высшей аудиторской палаты к Отчету Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2024 год и новые рекомендации по повышению эффективности управления государственными финансами. Высшая аудиторская палата подчеркивает, что повышение эффективности использования государственных средств и активов являетсяобщей задачей всех участников бюджетного процесса. В тесном сотрудничестве с депутатами, Правительством и ВАП уже достигнуты заметные результаты в этом направлении. Так, с учетом рекомендаций ВАП была проведена реформа бюджетного законодательства, направленная на совершенствование налогового прогнозирования и администрирования,оптимизацию бюджетных процессов, усиление парламентского контроля и другие важные преобразования. Укреплена подотчетность госорганов и организаций квазигоссектора. В ежегодном отчете Правительства теперь будет отражаться информация о выполнении рекомендаций ВАП. Также предусмотрено формирование статистики по государственным финансам, включающей данные об использовании средств Национального фонда, реализации планов развития и мероприятий субъектов квазигоссектора. Внедрен институт комплексного управления государственным долгом, включающий прогнозирование, оценку рисков, установление лимитов, мониторинг и отчетность. Установлена ответственность участников бюджетного процесса за нарушения бюджетного законодательства, неэффективное исполнение программ, необоснованное перераспределение средств. В целом Правительство пересмотрело подход к работе с рекомендациями ВАП, и теперь относится к ним более системно. Почти 50% рекомендаций за прошлый год уже исполнены, еще 5 – в процессе реализации до конца текущего года. В 2024 году по направлениям, наиболее подверженным рискам, подготовлено более 30 новых рекомендаций для дальнейшего совершенствования законодательства и госуправления. В частности, ВАП рекомендовано: – Повысить прозрачность прогноза социально-экономического развития с обязательным раскрытием используемых расчетных моделей, факторов и предположений; – Разработать Концепцию налоговой политики, где будут предусмотрены: полная цифровизация налогового и таможенного администрирования,определение групп товаров для маркировки, механизмы выявления теневой предпринимательской деятельности и занижения доходов; – Ввести требование по раскрытию данных, обосновывающих внешние заимствования, включая оценку влияния каждого проекта на устойчивость госдолга в долгосрочной перспективе; – Определить порядок оценки эффективности господдержки и мер стимулирования бизнеса, с четкими критериями и методиками; – Ужесточить критерии внесения новых бюджетных инвестпроектов в течение финансового года и исключения уже утвержденных; – Совершенствовать подходы к расчету дивидендов квазигоссектора, чтобы повысить отдачу от государственных инвестиций; – Оцифровать инвестпроекты квазигоскомпаний для их объединения в единую базу данных; – Качественно проработать межбюджетные диспропорции при планировании трансфертов общего характера на 2026-2028 годы. Высшая аудиторская палата продолжит развивать стратегический и риск-ориентированный подход в своей работе для качественного улучшения бюджетного процесса. ВАП нацелена на последовательную совместную работу с Парламентом и Правительством для достижения всех задач, поставленных Главой государства. |