В Ашгабаде завершился саммит прикаспийских государств "Хабар", 24 апреля
Впервые главы 5 прикаспийских государств собираются вместе, чтобы обсудить ситуацию на Каспийском море. Главный вопрос - статус водоема. Это юридическая проблема, над которой дипломаты и эксперты прибрежных стан бьются уже около 10 лет. От этого зависит, как будет поделен Каспий между Казахстаном, Россией, Ираном, Азербайджаном и Туркменистаном. Без юридического определения национальных секторов и зон ответственности невозможно эффективно осваивать огромные запасы каспийской нефти и газа, защищать уникальную экосистему. Отсутствие границ может стать толчком к возникновению напряженности в регионе. Уже сегодня существуют споры между Туркменией и Азербайджаном, Азербайджаном и Ираном о принадлежности нефтяных месторождений. Это не только осложняет политическую ситуацию в регионе, но и препятствует развитию инвестиционных проектов. Именно об этом говорили президенты 5 стран на встрече за круглым столом.
- Конечно, есть нюансы, особенности подхода. Но важно то, что все страны сходятся в необходимости раздела дна моря. Принцип срединной линии большинством прибрежных стран признан приемлемым. Между Казахстаном и Россией подписано соглашение на высшем уровне. Остается надеяться, что все государств региона займут конструктивную позицию по этому вопросу и пойдут по пути разумного компромисса, - заявил Нурсултан Назарбаев, Президент РК.
На сегодняшний день только Казахстан и Россия имеют практически полное совпадение позиции: делить дно нужно по срединной линии, а водную толщу оставить в общем пользовании. К этой же позиции близок Азербайджан. А вот Иран до сих пор имел свое видение проблемы, предлагая делить дно поровну между всеми странами - по 20 процентов. При этом как заявил Президент Исламской Республики Иран Мохаммад Хатами, иранская сторона выступает против двусторонних договоренностей по границам на Каспии, если они противоречат интересам этой страны. Главы государств дважды встречались за круглым столом, и обсуждение длилось дольше запланированного. Было подготовлено совместное заявление по Каспию. Но в последний момент от заявления отказались из-за споров между Азербайджаном и Туркменистаном по поводу нефтеносных структур и из-за особой позиции Ирана.
- Наверное, СМИ ожидали, что будет принят какой-то документ. Когда мы заглянули в историю, начиная с договоров между СССР и Ираном от 1921 и 1940 годов, оказалось, что проблем больше, чем мы ожидали. Главным итогом, я считаю, является то, что каждая сторона открыто, честно высказала свою позицию. Теперь обозначены проблемы, и есть, над чем работать, - отметил Нурсултан Назарбаев, Президент РК.
Еще одним позитивным итогом встречи главы государств назвали то, что все участники саммита взяли на себя обязательства не применять силу на Каспии, не разжигать конфликты и решать все путем переговоров. Многосторонние переговоры представителей прибрежных стран продолжатся. Лидеры договорились встречаться на регулярной основе, чтобы устранять быстрее "развязать каспийский узел".
----------
"Лебедь, рак и щука" не смогли поделить Каспий Павел Мартынов, GazetaSNG, 24 апреля
В том, что в ходе саммита каспийской пятерки не удастся решить главную проблему, существующую сегодня между Азербайджаном, Ираном, Казахстаном, Россией и Туркменией, - прийти к консенсусу относительно правового статуса Каспия, не сомневался, как говорится, даже ленивый. Однако встреча пятерых президентов завершилась еще более безрезультатно, чем это можно было себе представить. Гейдар Алиев, Мохаммад Хатами, Нурсултан Назарбаев, Владимир Путин и Сапармурат Ниязов даже не поставили свои подписи под итоговым документом саммита - совместной Декларацией по определению правового статуса Каспийского моря, - над которым не один год работали эксперты пяти государств. Как сообщает CNA, главной причиной отказа от подписания декларации наблюдатели считают особые позиции по правовому статусу Каспия президентов Ирана и Туркмении.
Стоит отметить, что наиболее инициативным в ходе встречи проявил себя хозяин саммита Сапармурат Ниязов. По мнению аналитиков, предложение Туркменбаши приостановить разведочные работы на спорных участках Каспийского шельфа до окончательного определения статуса водоема было очень своевременным и отвечало бы интересам пяти прикаспийских государств. Если бы эта инициатива туркменского лидера была поддержана, можно было, во-первых, на какое-то время избежать то и дело возникающих конфликтов по поводу спорных месторождений. Во-вторых, приостановление разведочных работ послужило бы сильным экономическим стимулом к скорейшему решению вопроса правового статуса Каспия. Кроме того, Сапармурат Ниязов заявил о необходимости как можно быстрее договориться по прибрежной зоне. Туркмения, сказал он, настаивает на установлении 15-мильной прибрежной зоны плюс 25 миль экономической зоны. "Итого - 40 миль, которые полностью находятся в юрисдикции каждого государства",- отметил президент. "Общего моря не должно быть",- сказал Ниязов. По его словам, на территории Туркмении в шельфе Каспийского моря регулярно браконьерствуют до 350 судов из остальных четырех прикаспийских государств, которые пользуются тем, что границы на Каспии не определены. Ниязов считает, что до выработки статуса Каспийского моря можно было бы пользоваться административными границами, установленными в 1970 году. Не менее интересной выглядит инициатива Туркменбаши создать Совет президентов прикаспийских стран, который мог бы собираться раз в год, а его председатель избирался бы на ротационной основе. Глава Совета имел бы право собирать экспертов по Каспийскому морю, а также глав внешнеполитических ведомств пяти прикаспийских стран, которые в оперативном порядке могли бы решать назревшие проблемы.
Однако коллеги хозяина встречи в верхах, как выразился Ниязов, видели все проблемы Каспия через призму только своих национальных интересов, и стороны в ходе длительной дискуссии так и не смогли договориться. Туркменбаши с явным сожалением отметил, что у Москвы нет четкой позиции по Каспию. Инициатива Владимира Путина: "Делим дно, вода общая", по мнению президента Туркмении, является не вполне конструктивной, поскольку "как раз линии раздела дна и не удается согласовать". Что касается недовольства Ашхабада Азербайджаном, то Сапармурат Ниязов призвал Гейдара Алиева отказаться от разработки спорных месторождений в центре Каспия. Как известно, Азербайджан оспаривает принадлежность шести месторождений с Ираном и Туркменией и ведет там разработки в одностороннем порядке.
Если характеризовать статью ашхабадских переговоров, непосредственно касающуюся правового статуса Каспия, вспоминается известная басня про лебедя, рака и щуку. Каждый из президентов настаивал на своих прежних позициях, и подвижек в этом вопросе не произошло. Россия, Казахстан и Азербайджан выступали за раздел дна без проведения водных границ, Иран ссылался на советско-иранские договоры 1921 и 1940 годов.
Гораздо эффективнее прошли двусторонние переговоры ряда прикаспийских лидеров, прошедшие в рамках ашхабадского саммита. Так, в частности, Владимир Путин и Сапармурат Ниязов подписали Договор о дружбе и сотрудничестве на Каспии.
Итак, каспийский саммит завершился полным провалом - "лебедь, рак и щука" сделали свое дело. А воз и ныне там. Не исключено, что провал саммита может объясняться и давлением извне (см. статью "Каспий поделят не в Ашхабаде, а в Вашингтоне"). |