Дмитрий КАРПОВ, "Панорама", 10 января
Состоявшаяся 27 декабря продажа госпакета акций корпорации "Казахмыс" выглядит достаточно успешной с точки зрения финансового результата для государства.
Получение почти 200 миллионов долларов за госпакет, составлявший 24,65% акций, выглядит весьма неплохим достижением, позволяющим заметить, что так дорого госсобственность в Казахстане еще не продавалась, а корпорация вновь сумела вырасти в цене за последний год, несмотря на остававшуюся достаточно сложной ситуацию с ценами на медь и ряд скандалов и аварий, которые сопровождали "Казахмыс" весь прошлый год внутри страны. В ноябре позапрошлого года от продажи части госпакета, немногим превышавшего 10%, было получено 65 миллионов долларов. Сделка, проходившая практически одновременно с продажей части своих активов "Самсунгом", оставшимся крупнейшим акционером компании, была сориентирована на цены, полученные на международных рынках, где около 15% акций компании были проданы за 96 миллионов долларов. Комментируя состоявшиеся тогда продажи акций для Панорамы, президент компании Владимир Ким (пожалуйста, Панорама №45 за 2001 год) посчитал достигнутый уровень капитализации корпорации в целом в 630 миллионов долларов несомненным успехом. Аргументы г-на Кима основывались, в частности, на результатах международного аудита, проведенного "Кредит Свисс" и "Фест Бостон", который показал, что максимальная стоимость "Казахмыса" может достигать 1-1,3 миллиарда долларов, что, однако, достижимо при выполнении практически невероятных условий (страновом рейтинге Казахстана, как у Франции или Великобритании, и достижении цен на медь в 2000 долларов за тонну, чего не было уже давно). Одним из аргументов, приводимых президентом корпорации тогда, была также существенно более низкая капитализация польского медного флагмана при несколько большей добыче меди. Г-н Ким, правда, говорил и о возможности роста стоимости акций, если продаваемый пакет будет гарантировать контроль над компанией, что в значительной степени, видимо, произошло на этот раз.
После последних торгов можно было бы говорить о капитализации компании в целых 800 миллионов долларов, если бы полученная цена акций основывалась на устойчивом спросе на вторичном рынке, а среди претендентов на акции не было бы самой корпорации. Так или иначе, нет никаких веских оснований утверждать, что цены на 20-процентный пакет акций, предложенный стратегическому инвестору, были каким-то образом занижены, цена довольно заметно выросла по сравнению со стартовой и прошлогодней. Также довольно трудно обосновать с точки зрения финансовой выгодности необходимость оставления государством госпакета у себя. На дивиденды тратилось примерно 30 миллионов долларов в год, на четверть из которых могло бы рассчитывать государство, что несопоставимо с полученными единовременно почти 200 миллионами долларов. Дивидендная политика корпорации, конечно, могла бы быть изменена, но это было бы нелегким делом, так как компания осуществляет довольно напряженную инвестиционную программу, связанную с производством по переработке цинка в Балхаше и необходимостью развивать рудную базу, для чего не исключается даже участие в тендерах в России.
"Негатив", связанный со сделкой, состоит в том, что до сих пор с 27 декабря нет никакой официальной информации о том, кто стал покупателем продаваемых акций. Учитывая прошлогодние продажи, мало сомнений в том, что это сама корпорация. Явной неудачей можно считать также ту часть тендера, которая была адресована участникам финансового рынка, стартовая цена с начала торгов снижалась 13 раз, и в результате акции, продаваемые без лотовых ограничений, оказались почти в три раза дешевле акций, проданных стратегическому инвестору. К тому же вместо массового спроса на эти акции в результате нашелся лишь один покупатель, который также неизвестен. Если предположить, что и эти акции были куплены по заказу корпорации либо будут перепроданы ей, то можно говорить о действительном провале привлечения капитала портфельных инвесторов и о том, что ситуация за год не изменилась существенно, поскольку в ноябре 2001 года холодным душем было отсутствие интереса к акциям со стороны пенсионных фондов при том, что тогда громко говорилось о недостатках инструментов для инвестирования пенсионных денег. В этот раз решено было проявить "гибкость" и продать акции после 13 снижений стартовой цены, поскольку неудача очевидно означала бы серьезные политические издержки для руководства финансового сектора.
В общем же выводы выглядят такими же, как и год назад: продажа далеко не самой худшей казахстанской компании в смысле работы с акционерами, выплаты дивидендов и самое главное - экономических перспектив (поскольку "Казахмыс" достаточно успешно развивается в течение нескольких последних лет в условиях неблагоприятной ценовой конъюнктуры) показывает, что за последние годы привлекательность казахстанских сырьевых активов стала значительно выше - однако при условии контроля над ними, для портфельных инвесторов риски и отсутствие информации перевешивают материальные активы. Позитивные изменения на казахстанском финансовом рынке, условия на котором стали значительно лучше, пока, однако, не заставили относиться к нему серьезнее "сырьевых генералов". Очевидно, что для вывода акций на рынки и получения реальной цены необходимы серьезные усилия, связанные с понятностью для участников рынка дальнейшего развития компании и прозрачностью осуществляемых продаж продукции.
-----
Аукцион по продаже госпакета акций "Казахмыса" укрепил правительство в намерениях "продолжить приватизацию госпакетов акций "голубых фишек". Н. Д., "Панорама", 10 января
Председатель Комитета государственного имущества и приватизации Максутбек Раханов прокомментировал по просьбе Панорамы некоторые результаты состоявшегося в конце декабря аукциона по продаже госпакета акций ОАО "Корпорация Казахмыс" (пожалуйста, Панорама №50 за 2002 год).
Комитет доволен результатами торгов и в обоснование своей позиции приводит данные, свидетельствующие о довольно значительном улучшении параметров продаж по сравнению с тем, как часть госпакета продавалась за год до того. В ноябре 2001 года часть госпакета акций ОАО в размере 10,34% от уставного капитала была продана за 65,2 млн долларов, в том числе 10 процентов уставного капитала было продано за 63,1 млн долларов, при этом стоимость одной акции составила 128,6 доллара США, а 0,34% от уставного капитала было продано за 2,1 млн долларов, причем стоимость одной акции составила 122,16 доллара. 27 декабря 2002 года 24,65% уставного капитала было продано за 31 миллиард тенге, или 199,1 млн долларов, при этом 20 процентов, продававшихся одним лотом, были проданы за184 миллиона долларов, а стоимость одной акции составила 187,33 доллара, еще 4,65%, предлагавшихся вне лота, были проданы за 15,1 млн долларов, а стоимость одной акции составила 66,13 доллара. Довольно значительный рост стоимости продаж очевиден.
Говоря в своем ответе на запрос о том, почему акции, продаваемые единым 20-процентным лотом, оказались значительно дороже акций, выставленных без лотовых ограничений, г-н РАХАНОВ отметил, что условия продажи были одинаковыми. Стартовая цена первоначально была одинаковой - 20 тысяч тенге за акцию. Однако в ходе торгов спрос на лот в размере 20 процентов акций оказался выше. Госимущество никак не высказало свое отношение к предположениям о том, что более низкая цена на акции, продававшиеся без лотовых ограничений, связана с желанием поощрить участников фондового рынка и запустить вторичный рынок акций, а также к тому, насколько успешной была продажа в той части, которая была адресована именно пенсионным фондам и банкам.
Состоявшийся аукцион, похоже, укрепил правительство в намерениях "продолжить приватизацию госпакетов акций акционерных обществ, условно называемых "голубые фишки". Г-н Раханов отметил, что в конце декабря правительство приняло постановление о продаже госпакетов "Алюминия Казахстана" и ССГПО. Решение об этом было принято с учетом текущего состояния данных акционерных обществ и направлено на стабильное развитие и укрепление позиций горно-металлургической отрасли страны в долгосрочном периоде. Как планируется, госпакет "Аллюминия Казахстана" в размере более 31 процента будет выставлен на тендер с условием строительства электролизного завода, а госпакет ССГПО будет реализован по схеме, напоминающей "казахмысовскую", 4 процента будут реализованы через фондовую биржу после включения ССГПО в листинг, а 35,5 процента - на тендере единым лотом среди юридических лиц, имеющих опыт работы в сфере добычи и производства железорудного сырья и право собственности на контрольный пакет акций или права управления организациями, производящими не менее 10 миллионов тонн железорудной продукции в год с обеспечением гарантированного годового сбыта на территории России не менее 7 миллионов тонн железорудного концентрата и окатышей, производимых ОАО "ССГПО". |