NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Понедельник 7.10.2024 19:35 ast
17:35 msk

"Мертвая петля"
…"То, что свершилось с персоналом, с имуществом нашей региональной авиакомпании "Иртыш-Авиа", которую присоединили к ЗАО "Эйр Казахстан", просто страшно"
12.02.2004 / экономика

Виктория ШЕВЧЕНКО, "Казахстанская правда", 11 февраля

Вчера коллектив усть-каменогорского представительства ЗАО "Эйр Казахстан" отмечал собственные похороны. Именно так назвал внеочередную профсоюзную конференцию, выступая с ее трибуны, командир корабля ЯК-42 Борис Весельский и имел на то основания. Получен приказ президента ЗАО "Эйр Казахстан" Еркина Калиева о ликвидации ряда региональных представительств компании, в том числе усть-каменогорского.

- 9 февраля был знаменательный день, - с горечью констатировал Весельский. - Мы привыкли отмечать его в СССР как профессиональный праздник аэрофлота. Но именно в этот день мы получили "черные метки" - предупреждения о сокращении…

Не менее траурным было краткое выступление перед коллективом директора представительства Юрия Погожева:

- В срок до 1 марта 2004 года мы должны ликвидироваться. Уведомления о сокращении с 9-10 марта основной массе нашего коллектива уже пришли в отдел кадров. То, что свершилось с персоналом, с имуществом нашей региональной авиакомпании "Иртыш-Авиа", которую присоединили к ЗАО "Эйр Казахстан", просто страшно. У меня все.

Чтобы понять всю силу отчаяния и обиды усть-каменогорских авиаторов, нужно знать историю становления местной авиакомпании, описание которой вполне достойно газетной рубрики "Школа выживания". Ее поведал непосвященным руководитель профсоюзной организации Александр Носачев.

В 1993 году коллективом усть-каменогорского авиапредприятия при поддержке местной власти были приобретены четыре самолета ЯК-42, по тому времени самые современные. Деньги на покупку трех из них субсидировали крупные предприятия области: свинцово-цинковый и Лениногорский полиметаллический комбинаты, Ульбинский металлургический завод. Один был приобретен за счет средств НААК "Казахстан ауе жолы". Банкротство этой национальной компании в 1997 году аукнулось на финансовом состоянии усть-каменогорского авиапредприятия потерей 140 миллионов тенге, которых вполне хватило бы рассчитаться с Ульбинским металлургическим заводом и частично - с Саратовским авиазаводом. Но коллектив не впал тогда в отчаяние, а, потуже затянув пояса, выкручивался из трудной ситуации, поддерживая воздушные суда в исправном состоянии.

В 1997 году постановлением Правительства все самолеты ЯК-42 из усть-каменогорского предприятия были безвозмездно переданы в ЗАО "Эйр Казахстан". Выработав ресурсы этих воздушных судов и не вкладывая средства в поддержание их исправного состояния, "Эйр Казахстан" просто поставило их "на прикол" медленно ржаветь. Только благодаря усилиям усть-каменогорских авиаторов и поддержке руководства ВКО самолеты и авиаоборудование были возвращены авиапредприятию. Отказывая себе во всем, даже в своевременной зарплате, работники предприятия восстановили самолеты, которые начали летать под флагом созданной авиакомпании "Ульба". В 1998 году, опять же по решению сверху, "Ульбу" объединили с павлодарским ОАО "Иртыш-Авиа". В таком составе компания сумела погасить задолженность по зарплате, частично - по другим финансовым обязательствам и полностью выплачивать налоги. По техническому оснащению, объему выполняемых перевозок компания была второй в республике после "Эйр Казахстан".

- Достаточно привести такие цифры и факты, - говорит профсоюзный лидер и начальник группы материально-технического обеспечения Александр Носачев. - После возврата самолетов из "Эйр Казахстан" объем пассажирских перевозок увеличился с 26 тысяч часов в 1998 году до 66 тысяч в 2002-м. Прибыль в 2001 году составила свыше 18 миллионов тенге, хотя в предыдущем году был убыток в 51 миллион. В 2001 году в бюджет было перечислено 133,6 миллиона тенге против 66 миллионов тенге в 2000-м. В том числе погашено долгов прошлых лет на сумму 34,5 миллиона тенге. Без каких-либо дотаций государства в модернизацию и ремонт самолето-моторного парка было вложено 192 миллиона тенге.

А потом был "третий круг ада", как горько шутят наши авиаторы. Постановлением Правительства № 1004 от 13 сентября 2002 года "Иртыш-Авиа" присоединили к ЗАО "Эйр Казахстан". Судя по опубликованным отчетам этой компании, налет часов у нее сразу вырос на 75 процентов. Из этого общего объема больше половины налетали самолеты бывшей авиакомпании "Иртыш-Авиа". Как эксплуатировались эти воздушные суда - разговор особый. Если в "Иртыш-Авиа" в 2001 году налет на один самолет ЯК-42 составлял 720 часов в год, то в 2003 году этот показатель увеличился до 2 500 часов. При такой нещадной эксплуатации ресурсы судов оказались выработанными: два самолета уже стоят, а два пока летают. Но нас это мало утешает, - говорит А. Носачев.

Имущественный комплекс бывшей компании "Иртыш-Авиа", приобретенный, можно сказать, всем миром восточноказахстанцами, теперь принадлежит "Эйр Казахстан" и в случае банкротства этого ЗАО, о котором упорно говорят, он будет продан "с молотка". Насколько известно, ЯК-42 уже выставлены на продажу…

Между тем летчики, другие работники усть-каменогорского представительства считают, что это имущество можно использовать с большей пользой. Поскольку в Усть-Каменогорске есть все условия, чтобы обеспечить стабильную работу самостоятельной региональной авиакомпании и не выбрасывать, по сути дела, на улицу профессионалов. По мнению специалистов, воздушные суда вполне подлежат восстановлению. Как сказал командир летного отряда Владимир Смирнов, республиканская авиакомпания, которая специализируется на VIP-перевозках, имеет три самолета ЯК-42. Два из них по году выпуска намного старее, чем усть-каменогорские. А ЯК-40 по году выпуска "моложе" чем самолеты АН, которые эксплуатируются на республиканских авиалиниях. Единственная в Казахстане сертифицированная база по техническому обслуживанию самолетов ЯК-40 и ЯК-42 тоже находится в Усть-Каменогорске.

Но коллективу было объявлено, что ресурсы ЯК-40 не будут продлеваться. Соответственно технический персонал по обслуживанию этих самолетов, летный состав окажутся на улице. Что касается ЯК-42, то прогнозы самих летчиков таковы. Если какая-то компания купит эти воздушные суда в случае банкротства "Эйр Казахстан", возможно, часть специалистов пригласят в компанию, сделавшую эту покупку. А остальным асам отечественной авиации придется "торговать сосисками или таксовать, чтобы заработать свой кусок хлеба". Между тем, чтобы вырастить такого уровня специалистов, нужны годы.

Усть-каменогорские авиаторы считают, что в результате реорганизаций они оказались "без вины виноватыми". В трудном положении будут и жители региона. С присоединением к "Эйр Казахстан" итак сократилось количество авиалиний, а билеты подорожали. Что ожидает их в будущем? Отработанные линии займут российские компании, которых мало заботит состояние кошельков казахстанских пассажиров?

Участники профсоюзной конференции приняли постановление: "Просить Президента и Правительство РК отменить постановление № 1004 как не достигшее своей цели, приведшее к нежелательным негативным последствиям. Вывести имущественный комплекс с четырьмя самолетами ЯК-42 и двенадцатью ЯК-40 из структуры ЗАО "Эйр Казахстан" с последующей передачей его в муниципальную собственность с целью организации на этой базе региональной авиакомпании. Обратиться в "Асар", как наиболее влиятельную общественную организацию, к депутатам Мажилиса Парламента с просьбой о создании депутатской группы, которая рассмотрела бы целесообразность и правомерность присоединения авиакомпании "Иртыш-Авиа" к ЗАО "Эйр Казахстан"… Обратиться в Генеральную прокуратуру с просьбой о проверке законности подведения к банкротству НК "Эйр Казахстан".

До принятия правительственного окончательного решения коллектив оставляет за собой право принимать необходимые и экстренные меры "по недопущению разбазаривания народного имущества"…

-----

Когда верстался номер

Как пояснил в телефонном интервью "Казахстанской правде" председатель Комитета гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций Алматбек Мамбетов, о ситуации с ЗАО "Эйр Казахстан" регулирующему органу известно.

В настоящее время идет процесс оптимизации компании. Неделю назад Комитет гражданской авиации получил письмо от президента ЗАО Еркина Калиева о прекращении регулярных полетов в феврале 2004 года по определенному графику в различных направлениях. Связано это, как утверждалось в нем, со сложным финансовым положением. По словам А. Мамбетова, комитет оповестил компании, способные "стать на линии". В итоге, чтобы исполнить свои обязательства перед пассажирами, ЗАО "Эйр Казахстан" заключило соглашения по передаче обслуживания авиамаршрутов с другими казахстанскими авиакомпаниями, имеющими для этого соответствующие возможности (воздушные суда, экипажи, сеть представительств).

Как пояснил руководитель Комитета гражданской авиации, спектр маршрутов подхватили авиакомпании "Атырау ауе жолы", "Скат" и "Тулпар Авиа Сервис". Он также выразил уверенность, что клиенты "Эйр Казахстан" практически не ощутили перехода в другие авиакомпании.

В отношении ситуации на усть-каменогорском авиапредприятии глава комитета заметил, что ЗАО "Эйр Казахстан" выбрало оптимизацию - путем резкого сокращения административных и производственных расходов. Но если ситуация осложнится, то сценарий будет развиваться согласно законодательству.

Вместе с тем авиакомпания ЗАО "Эйр Казахстан" в период осенне-зимней навигации 2003-2004 годов осуществляла регулярные полеты по 41 авиационному маршруту (из них 20 - международные направления), а также реализовала программу чартерных пассажирских и грузовых авиаперевозок. Комитет гражданской авиации также предоставил ей право открыть новые направления регулярных авиарейсов: Алматы - Киев - Прага, Алматы - Куала-Лумпур, Алматы - Кызылорда - Атырау, Усть-Каменогорск - Актобе - Москва и другие.

В отношении сокращения численности персонала Алматбек Мамбетов пояснил, что ЗАО "Эйр Астана", расширяя деятельность, в основном привлекает высококвалифицированных специалистов из ЗАО "Эйр Казахстан", что частично способствует снятию социальной напряженности в коллективе "Эйр Казахстан". Новые рабочие места в первой компании будут предоставлены в первую очередь для летных и инженерно-технических специалистов, работающих в ЗАО "Эйр Казахстан". Министерством транспорта и коммуникаций также прорабатывается возможность трудоустройства высвобождаемого высококвалифицированного персонала в другие авиапредприятия.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
В январе 2004 года в РК рост объемов промышленного производства составил 8,7% 20.02.2004
До 2005 в столице будут построены еще 6 детских садов, 13 школ и 3 поликлиники 20.02.2004
Кому принадлежит нефтяной Атырау? 20.02.2004
В период посевной кампании дизельное топливо для компаний-операторов ТД "КазМунайГаз" с Атырауского НПЗ будет отпускаться не выше $139 за тонну 20.02.2004
Как в Лондоне аукнется, так в Атырау и откликнется 20.02.2004
Дефицит инвестиционных идей грозит России финансовым кризисом 20.02.2004
Сдаем трубу. Недорого? 20.02.2004
Замена танкерам 20.02.2004
ОПЕК готова в случае необходимости вновь сократить производство нефти 20.02.2004
Доллар резко вырос относительно евро после падения до исторического минимума 20.02.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
07.10.24 Понедельник
82. НАЗАРЕНКО Петр
76. СУЛЕЙМЕНОВ Калкаман
72. ПУТИН Владимир
71. МАМЫТОВ Булытбай
71. ШОКАМАНОВ Юрий
66. ТАШЕНОВА Алмаз
66. ТУРАКЕЛЬДИЕВ Болат
65. АХМЕТОВ Рашит
65. ЖАКУПОВ Рашид
62. АЛПЫСБЕКОВА Гульнар
62. ЧЕРНЕГА Тарас
59. КАЙСАРОВ Уалихан
58. ВОЛКОВА Елена
58. ДУНАЕВ Арман
57. САДЫКУЛОВ Ануар
...>>>
08.10.24 Вторник
76. УЗАКОВ Ясин
75. ЖАКЕНОВ Серикжан
73. ГАЙНУЛИН Раис
73. КУЛКЕНОВ Мереке
71. СЕРЕБРЯКОВ Юрий
69. СУИНДИКОВ Жанабай
69. УМАНОВ Борис
66. ФЕЛЬД Евгений
62. БАЙЖАНОВ Ерлан
59. АБДИКАЛИКОВ Канат
59. СОЛОДЧЕНКО Роман
53. АБИЛЬДА Талгат
53. ЖОЛАМАНОВ Аскар
53. ИСКАКОВ Ерлан
49. АБДУЛЛАЕВ Серик
...>>>
09.10.24 Среда
88. БЕКБУЛАТОВ Шамиль
82. МУСАГАЛИЕВ Толекай
75. БРАТУСЬ Александр
73. ГАЗАЛИЕВ Арстан
72. НАМЕТША Сержан
70. АЯЗБЕКОВ Скандарбек
65. АБДУЛОВ Болат
65. БАЛТАБАЙ Марзия
65. БЕКСЕИТОВА Бахыт
65. ОМАРОВ Серик
64. РАХИМЖАНОВ Амерхан
57. КОЖАХМЕТОВ Арман
55. БАТТАКОВ Ерлан
53. ШАКШАКБАЕВ Вадим
52. КАНДЫКБАЕВ Серик
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz