Астана. 21 февраля. КАЗИНФОРМ /Айгуль Султанова/
В Казахстане с 1 января текущего года официально действует Государственная программа развития жилищного строительства на 2005-2007 годы. Реализация Программы фактически началась еще в прошлом году, она направлена на обеспечение устойчивого роста жилищного строительства, доступного для широких слоев населения через удешевление его стоимости, увеличение сроков жилищного кредитования, а также снижение первоначального взноса и ставки кредитования. Значение документа, согласно которому за три года необходимо будет построить 12 млн. кв. метров жилья или 195 тысяч квартир, было особо подчеркнуто в Послании Главы государства, озвученном 18 февраля этого года.
На рассмотрении в Парламенте сейчас также находится законопроект "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О жилищных строительных сбережениях в РК", который предусматривает ряд существенных поправок в систему жилстройсбережений. Сама система представляет собой механизм финансирования жилья, основанный на накоплении индивидуальных сбережений в целях получения жилищного займа. Нововведения предназначены для категории граждан, не имеющих достаточных средств для внесения первоначальных взносов при получении ипотечных кредитов в банках второго уровня, но со стабильным доходом. Роль государства заключается в оказании поддержки и развития системы жилстройсбережений путем выплаты гражданам страны - вкладчикам премии по вкладам.
Для реализации всех этих задач в 2000 году был принят Закон РК "О жилищных строительных сбережениях". О том, какие новшества последует в сфере жилстройсбережений с принятием поправок в этот закон в интервью корр.Казинформа рассказал вице-министр финансов РК Айдар Арифханов.
- Айдар Абдразахович, каковы особенности казахстанской системы жилстройсбережений?
- В Казахстане при разработке действующего закона о жилстройсбережениях за основу была принята немецкая модель, в частности, опыт одного известного немецкого банка. В сентябре 2000 года документ был принят, а только в декабре 2003 года начал функционировать АО "Жилищный строительный сберегательный банк Казахстана" со 100-процентным участием государства в уставном капитале. То есть практически три года в этом направлении не наблюдалось никаких движений. Особенностью является то, что на данный момент эта система по своей сути замкнутая, а именно кредитуются лишь физические лица. Участники процесса - жилищные строительные сберегательные банки, их вкладчики и государство. Других игроков на этом рынке нет. Данное финансовое учреждение кардинально отличается от банков второго уровня, поскольку у него лишь несколько видов операции, не осуществляется кредитование юридических лиц. Его деятельности сама по себе ограничена: он может предоставлять жилищные и промежуточные жилищные займы.
- На что направлены основные поправки нового законопроекта?
- Сейчас мы дорабатываем этот проект закона: вводим новые виды операции. По желанию клиента банк сможет осуществлять переводные, сейфовые операции, по лицензии Национального банка выполнять конвертацию валют, а также оказывать брокерские операции - вкладывать свои свободные средства в различные финансовые инструменты.
Основные изменения, предложенные в новом документе, во-первых, направлены на сокращение минимальной суммы накопления. С принятием законопроекта она будет составлять не 50 процентов, а 25. Во-вторых, премия государства будет начисляться не на 60 месячных расчетных показателей, а на 200 МРП – это порядка 194 тысяч тенге. Тем самым увеличивается поощряемая сумма вклада. Наряду с этим, вводится норма, позволяющая вкладчику использовать жилищные займы по внесению первоначального взноса для получения банковского займа в другом финансовом учреждении, но только на улучшение своих жилищных условий. Жилищный заем может быть использован и для досрочного погашения ипотечного кредита. В стране рыночные ставки довольно высокие - 13-15 процентов и более. Погасив его досрочно, гражданин сэкономит на процентах и, во-вторых, перейдет на обслуживание займа, полученного от Жилстройбанка. Здесь вкладчик будет платить от 6 до 6,5 процента годовых, что существенно ниже, чем при получении ипотечного кредита.
Это нововведение привлекательно для граждан, оно позволяет переходить с дорогой системы приобретения жилья на более дешевую. Кроме того, гражданин может открыть несколько счетов в Жилстройсбербанке, что также прописано в новом проекте закона. Если его возможности, анализ перспектив будущих доходов позволяет это сделать, то почему бы и нет? Это его право выбора. Государство, в свою очередь, ему будет начислять премию лишь по одному вкладу по выбору самого вкладчика. Вот это самые ключевые поправки законопроекта. Остальные носят редакционный и технический характер.
Благодаря этому документу будет облегчен доступ граждан к кредитным ресурсам. В отличие от ипотечного разница этого кредита в том, что в первом случае гражданин внесет первоначальный взнос и получит квартиру сразу. А условия жилстройсбережений таковы, что он должен копить денежные средства минимум в течение трех лет. Очень часто поднимается вопрос – как быть с учителями, врачами, у которых невысокие доходы. На эти вопросы мы отвечаем: эта система предназначена именно для таких людей. Учитель, врач, конечно, понимает, что сложно взять такую сумму и обслуживать дорогой кредит. Поэтому он, не торопясь в течение трех лет и более, может постепенно откладывать деньги для того, чтобы потом получить такого рода кредит. В этом и есть положительный социальный эффект данных изменений.
- Ранее названные объемы капитализации банка остаются без изменений?
- У нас на сегодня капитализация Жилстройсбербанка достигает 1,5 млрд. тенге. В этом году мы выделяем еще порядка 4 млрд. тенге. Уставной капитал будет составлять 5,5 млрд. тенге. Кроме того, госпрограммой предусмотрено, что до конца 2007 года капитализация Жилстройсбербанка будет доведена до 15 млрд. тенге. Этой суммы будет вполне достаточно для успешного функционирования банка.
- Не является ли ставка в 20 процентов в виде премии государства завышенной? Сколько для этого предположительно потребуется бюджетных средств?
- Размер премии не завышен. В ходе обсуждении в Парламенте многие депутаты, наоборот, высказывали мнения о том, что она низка. Они даже предложили выделять на эти цели больше средств. Увеличение до 200 МРП было озвучено в прошлогоднем Послании Главы государства, что предусмотрено при внесении поправок. Учитывая это, в бюджете текущего года предусмотрено порядка 270 млн. тенге для выплаты премий государства. И не исключается возможность, что в будущем эта планка возрастет. На данный момент 200 МРП, как я уже сказал, составляет 194 тысячи тенге, из них 20 процентов – около 40 тысяч тенге. Это те средства, которые вкладчик получает исключительно за то, что участвует в системе жилстройсбережений.
- Насколько оправдан в законе механизм переуступки накопительного счета другому лицу?
- Все зависит от конкретного вкладчика. Если он открыл счет на себя, почему бы и не переуступить его, к примеру, родственнику. Инициатива будет исходить от самого гражданина. Это полное право любого человека распоряжаться имуществом по своему усмотрению.
- Не станет ли это поводом для спекуляций?
- Допустим, у казахстанца есть миллион тенге. Разбив эту сумму на пять частей (примерно по 200 МРП), он распределяет средства между родственниками. Они, в свою очередь, открывают счета в Жилстройсбербанке. Конечно, вкладчики будут получать вознаграждение на депозит в размере 3-3,5 процентов и государства в 200 МРП. Но они должен быть готовы, что деньги на три года будут "заморожены". Если вкладчики решают досрочно расторгнуть договоры, то должны быть готовы к тому, что премия государства подлежит возврату. Это сделано для того, чтобы избежать определенных спекуляций. Ведь многие могут рассматривать данный инструмент не как механизм для улучшения жилищных условий, а как очень эффективный инструмент инвестирования.
- Чем будет компенсировано сокращение объема накопления с целью недопущения в будущем "разрыва" между суммой кредитного портфеля и реальной суммы накопления?
- Немцы, с которыми мы проводили переговоры, говорили, что внесение изменений в закон будет являться причиной неустойчивости системы. При накоплении лишь 25 процентов от договорной суммы и получении кредита на всю сумму у банка возможен большой "разрыв" в средствах. При разработке жилищной программы учтено, что сокращение объема накоплении с 50 до 25 процентов будет покрываться за счет дополнительной капитализации банка. К тому же при обсуждении в Парламенте депутатами было уточнено понятие "промежуточного жилищного займа". Промежуточный заем предусмотрен на те же цели что и жилищный, единственная разница в том, что вкладчик может накопить необходимые средства в гораздо более короткие сроки, например, за год. Скажем, если вкладчик перешел на более высокооплачиваемую работу или получил наследство от дяди из Америки. Но в этом случае, для того чтобы получить промежуточный кредит Жилстройсбербанка, ему придется накопить уже 50 процентов от суммы покупаемого жилья вместо 25 процентов - как это требуется для получения жилищного займа. Это предусмотрено для того, чтобы система была более устойчивой.
- Каковы прогнозы популяризации системы жилстройсбережений среди населения с принятием нового закона?
- Значительный толчок в этом русле дало принятие программы жилстройсбережений. До апреля прошлого года у нас было всего около 800 участников этой системы. Как только мы начали реализацию программы, буквально за восемь месяцев количество вкладчиков достигло 5,5 тысяч. Раньше Жилстройсбербанк функционировал ведь только в Алматы, с удаленными районами он сотрудничал через агентов системы "Казпочты". Это занимало массу времени. До конца же 2005 года планируется открытие филиалов во всех регионах страны. Наши самые осторожные прогнозы – свыше 12 тысяч вкладчиков на конец года. Возможно, эта цифра будет гораздо выше. Сейчас у банка около 6 тысяч 300 заключенных договоров, общая их сумма составляет примерно 3 млрд. 200 тенге. |