Наталья ДЮГАЙ, директор департамента платежного баланса и валютного регулирования НБ РК, "Казахстанская правда", 26 ноября
Состояние платежного баланса отражает позиции Казахстана в мировой экономике. Нестабильность финансовых потоков на мировых рынках капитала сказывается на экономической ситуации в стране, зависимой от влияния внешних факторов, прежде всего от внешнего спроса и мировых цен на нефть и доступа к внешнему финансированию. Ценовая конъюнктура мирового рынка энергоносителей является одним из определяющих факторов, повлиявших на состояние платежного баланса с прошлого года. Другим определяющим фактором в первой половине текущего года стала корректировка обменного курса национальной валюты.
Текущее состояние
За первое полугодие 2009 года счет текущих операций ПБ сложился с дефицитом в 3,7 млрд. долл., составляя 8,3% к ВВП (по итогам первого полугодия 2008 года - профицит сложился в 3,8 млрд. долл.). По предварительной оценке, за девять месяцев года дефицит текущего счета составил 3,4 млрд. долл. Текущие поступления от международных операций практически полностью формируются доходами от экспорта - свыше 81%. В прошлом году благодаря ценовой конъюнктуре уровень доходов от экспорта товаров достигал почти 90% от объема текущих поступлений.
В среднем за январь - июнь мировая цена на нефть сорта brent составила 50,3 долл. за баррель, что более чем вдвое ниже ее уровня в первом полугодии 2008 года (109,5 долл. за баррель). В результате экспорт товаров в первом полугодии 2009 года снизился в сравнении с первым полугодием 2008 года на 50,5%.
Официальный экспорт составил 17,2 млрд. долл. При этом около 10 млрд. долл. приходится на экспорт нефти и газового конденсата (в первом полугодии 2008-го - 21,2 млрд. долл.). Стоимость экспорта черных металлов сократилась на 59%, цветных металлов - на 42%. При этом количественные поставки нефти и цветных металлов увеличились на девять и три процента соответственно. По предварительной оценке, за девять месяцев года экспорт товаров составил 29,9 млрд. долл., что в 1,9 раза ниже аналогичного прошлогоднего показателя.
Положительный эффект проведенной в феврале одномоментной девальвации тенге проявился на результатах первого полугодия. В сопоставлении с первым полугодием 2008 года импорт товаров снизился на 23,2%. Официальный импорт составил 13,2 млрд. долл. Положительное сальдо торгового баланса в первом полугодии текущего года сократилось более чем в четыре раза в сравнении с аналогичным показателем прошлого года, составив в сумме 4,1 млрд. долл. С завершением строительства ряда крупных нефтегазовых объектов импорт международных услуг по результатам первого полугодия сократился на 14,2%. В результате отрицательный дисбаланс международных услуг уменьшился на 22% - до 2,5 млрд. долл.
Вследствие ухудшения ценовой конъюнктуры экспорта сократились объемы репатриируемых нерезидентами доходов. Сложившийся за первое полугодие дефицит баланса доходов в 5 млрд. долл. уменьшился в 2,1 раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, при этом выплаты доходов прямым иностранным инвесторам сократились в 2,3 раза - до 4 млрд. долл.
Чистое поступление иностранных прямых инвестиций в Казахстан в первом полугодии текущего года составило 5,2 млрд. долл. Иностранные прямые инвестиции вкладываются в основном в добычу и разведку нефти и газа (75% от их валового притока). Нетто-отток инвестиций казахстанских резидентов в дочерние зарубежные предприятия составил около 0,9 млрд. долл. В результате положительный баланс по операциям прямого инвестирования составил около 4,3 млрд. долл. в сравнении с 5,1 млрд. долл. по итогам первого полугодия 2008 года.
Сложившийся за первое полугодие текущего года нетто-приток капитала по операциям с портфельными инвестициями в 2 млрд. долл. главным образом обеспечен сокращением активов Национального фонда в первом квартале текущего года. Внешние активы банковской системы в первом полугодии увеличились на 83 млн. долл. (предварительно за девять месяцев - на 173 млн. долл.). Внешние обязательства банковского сектора снизились на 6,3 млрд. долл. (за девять месяцев - на 7,6 млрд. долл.), что связано с погашением банками задолженности по привлеченным от нерезидентов ссудам и займам.
О валовом внешнем долге и его параметрах
До середины 2007 года рост внешнего долга Казахстана был связан в основном с внешним заимствованием банковского сектора. Со второй половины 2007 года наблюдалось постепенное и особенно заметное в конце 2008 года наращивание внешних заимствований небанковских организаций. В итоге в валовом внешнем долге страны, составившем на 30 июня 2009 года 106,7 млрд. долл., доля внешнего долга банков сократилась до 30% с 47% в конце 2007 года, а доля других секторов возросла до 68% с 50%.
Относительные параметры внешнего долга служат индикатором потенциальных рисков, связанных с выплатой внешнего долга, и позволяют оценить платежеспособность и ликвидность страны. Отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и услуг позволяет оценить устойчивость внешнего долга. Постоянный рост данного параметра указывает на то, что долговые внешние обязательства страны растут быстрее, чем основной источник валютных поступлений в экономике, и страна в будущем может столкнуться с проблемой погашения долговых обязательств. К сожалению, он не учитывает тот факт, что страны, которые привлекают внешние займы для финансирования крупных долгосрочных инвестиционных проектов, могут временно иметь высокий уровень внешнего долга по отношению к экспорту товаров и услуг до завершения подготовительных работ по введению объектов в эксплуатацию и начала производства и реализации товаров и услуг. Это не означает ухудшения платежеспособности страны, так как будущие доходы от экспорта товаров и услуг, произведенных в рамках данных проектов, позволят погасить долговые обязательства.
Вследствие сокращения экспорта в первом полугодии текущего года данный параметр ухудшился и составил на 30 июня 2009 года 182,6% по сравнению со 141,6% на 31 декабря 2008 года. При этом, по оценке НБ РК, в развитых странах, таких как Великобритания, США и Франция, этот показатель составляет 600-1 100%.
Отношение валового внешнего долга к ВВП позволяет определить возможность без особых проблем обслуживать внешний долг. Доля валового внешнего долга республики в ВВП в последние годы была достаточно высокой и составила к 30 июня 2009 года 90,9% против 81,6% на 31 декабря 2008 года. В то же время, поскольку около 40% объема внешнего долга составляет межфирменная задолженность, которая, согласно международной практике, рассматривается как подверженная наиболее низкому риску дефолта, отношение валового внешнего долга к ВВП без ее учета составляет 57%. Вместе с тем в последнее время в качестве важнейшего индикатора долговой устойчивости стран с существенным, но неуверенным доступом на рынки капитала (к которым можно отнести и Казахстан) рассматривается отношение международных резервов к краткосрочному внешнему долгу, оставшемуся до погашения. То есть к сумме основного долга и процентов, подлежащих погашению в ближайшие 12 месяцев. Оптимальным признается соотношение, при котором уровень международных резервов страны должен быть достаточен для покрытия всего краткосрочного внешнего долга экономики ("правило Гвидотти"). Выполнение "правила Гвидотти" означает, что страна в кризисных ситуациях должна быть способна обслуживать свои долговые обязательства, по крайней мере, в течение одного года, не прибегая к любым видам внешнего заимствования. В связи с этим соответствие "правилам Гвидотти" представляет собой упрощенный стресс-тест на устойчивость долговой ситуации в краткосрочной перспективе. Отношение международных резервов НБ РК к краткосрочному внешнему долгу по сроку, оставшемуся до погашения, составляло на конец 2008 года 64,5% и на 30 июня 2009 года - 68,2%.
Перспективы развития
Динамика показателей ПБ последних лет отражает структурные диспропорции экономики страны и уязвимость ее к внешним шокам. Малая диверсификация экспорта, высокая степень зависимости от производства и экспорта нефти, металлов и зерна, спрос на которые на мировых рынках подвержен значительным конъюнктурным колебаниям, способствуют усилению риска ценовых шоков, воздействие которого сложно нейтрализовать кратко-среднесрочными мерами экономической политики.
Недостаток или отсутствие внутреннего производства качественных товаров и услуг, которые по качеству и цене соответствовали бы доходам населения, потребностям модернизации мощностей, ограничивают возможности корректировки товарного импорта. Преобладающая доля участия иностранного капитала в сфере производства и реализации высокорентабельных товаров влечет за собой высокие выплаты доходов нерезидентам по привлеченным трудовым и инвестиционным ресурсам, оказывая тем самым давление на дефицит баланса доходов в сторону его увеличения.
Высокая степень зависимости банковского сектора от внешнего заимствования увеличивает риск внезапного прекращения притока капитала в случае возникновения дефицита ликвидности на международных рынках капитала. Как это произошло в августе 2007 года, и тем самым ограничивает возможности привлечения нового заимствования при сохранении высокого внутреннего спроса. Все эти структурные проблемы и пути их решения отражены в той или иной степени во многих концептуальных и программных документах. В частности, предусматриваются меры, направленные на увеличение казахстанского содержания в инфраструктурных проектах, реализуемых с участием иностранного капитала, а также установление предельного отношения обязательств перед нерезидентами в общих обязательствах банков.
С учетом текущего состояния платежного баланса, развития ситуации в мировой экономике, а также информации государственных органов Нацбанком разработаны сценарные прогнозы ПБ на 2009-2010 годы. В зависимости от предполагаемой мировой цены на нефть на уровне 60 долл. за баррель в среднем в 2009 году и 50-70 долл. в 2010 году, поскольку уровень мировых цен ниже 50 долл. за баррель представляется маловероятным. При этом дефицит текущего счета может сложиться в пределах трех процентов к ВВП и в достаточной степени будет профинансирован притоком по прямым и другим инвестициям в реальный сектор. Это позволит сохранить международные ЗВР примерно на уровне, покрывающем не менее пяти месяцев импорта товаров и услуг. |