www.afn.kz, 13 января
21 декабря 2009 года состоялось очередное заседание Технического комитета Агентства, на котором было продолжено обсуждение проблемы формирования динамических резервов банками второго уровня, в частности, была рассмотрена Концепция по формированию общих динамических резервов, а также было заслушано видение Национального Банка Республики Казахстан касательно вопросов макропруденциального регулирования.
По первому вопросу было отмечено, что Концепция формирования общих динамических резервов в целом направлена на совершенствование системы оценки кредитного риска и формирование банками второго уровня адекватного уровня провизий в рамках контрцикличного подхода с учетом международной практики. В основу методологии при разработке данного подхода был заложен опыт Банка Испании, внедрившего динамические провизии в 2000 году. При этом в соответствии с предложенным подходом общие динамические резервы должны рассчитываться как разница между будущими ожидаемыми потерями (латентным риском) и специальными провизиями по МСФО.
Также на заседании было подчеркнуто, что период введения динамических провизий должен совпасть с переходом на практику формирования провизий в соответствии с МСФО и ориентировочно намечен к 2012 году. При этом общие динамические резервы будут формироваться на отдельных счетах капитала, в целях чего планируется создание специальных счетов резервов.
Кроме того, в настоящее время Агентством ведется работа по совершенствованию подходов контрцикличного регулирования достаточности собственного капитала банков, предусматривающих увеличение требований по капиталу в период роста экономики и высвобождение капитала банка в период спада, направленные на формирование "буфера", снижающего нехватку финансовых средств во время спада экономической активности.
Было также отмечено, что в период до 2012 года, Агентством будет осуществляться "ручное" регулирование достаточности капитала. После 2012 года регулирование достаточности капитала будет осуществляться на основе наличия полной статистики по произошедшим дефолтам и убыткам банков, что позволит применить к капиталу модель корректировки минимальной достаточности капитала, установить индивидуальные значения достаточности собственного капитала банков.
В целом на заседании Технического комитета были освещены Концепция формирования общих динамических резервов и подходы по контрцикличному регулированию достаточности собственного капитала банков. В дальнейшем будет продолжена работа по методологии формирования динамических провизий совместно с Национальным Банком для выработки единого подхода и последующего обсуждения с участниками рынка.
По второму вопросу в рамках реализации Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан в посткризисный период, одобренной Главой Государства 16.11.2009г., Национальным Банком, как центральным органом, ответственным за обеспечение финансовой стабильности и осуществление макропруденциального регулирования, представлены видение целей, задач и принципов реализации макропруденциального регулирования, а также предварительная схема взаимодействия с Агентством в рамках макропруденциального регулирования.
В целом, под макропруденциальным регулированием понимается:
1) регулирование системных рисков финансовой системы в целом, возникающих в результате коллективных однородных действий отдельных финансовых институтов;
2) различное регулирование институтов в зависимости от значимости и их системообразующего характера (в отличие от микропруденциального подхода, предполагающего установление единых для соблюдения норм в отношении всех финансовых институтов).
Задачей макропруденциального регулирования является определение ключевых решений по объектам (деятельности, рынкам) и зонам риска, имеющим системный характер, то есть способным подорвать условия, определяющие финансовую стабильность, и дестабилизировать экономическую ситуацию.
В этих целях будет усилена роль Национального Банка, как центрального органа, ответственного за обеспечение финансовой стабильности и осуществление макропруденциального регулирования.
Система принятия решений будет базироваться на утвержденных Национальным Банком процедурах раннего выявления рисков на базе индикаторов финансовой устойчивости, оценке распределения рисков в финансовой системе, взаимосвязи рисков финансового и реального секторов экономики и анализе способности системы поглощать возможные убытки без существенного ущерба для финансовой стабильности, с учетом значимости системообразующих финансовых институтов.
Реализация системы регулирования будет осуществляться в рамках микропруденциального регулирования с сохранением поднадзорности и подотчетности всех финансовых институтов уполномоченному органу, осуществляющему регулирование и надзор финансового рынка и финансовых организаций.
В целях эффективной реализации системы макропруденциального регулирования и повышения координации принимаемых решений, Национальным Банком совместно с Агентством будут утверждены соответствующие процедуры принятия решений и взаимодействия при выработке ключевых вопросов в рамках пруденциального регулирования банков. В этих целях предложено создание рабочей группы из представителей Национального Банка и Агентства, в рамках которой предполагается совместное рассмотрение и обсуждение процедур мониторинга и выявления системных рисков финансового сектора, а также совместная разработка инструментов и механизмов макропруденциального регулирования.
В качестве одного из практических направлений совместной работы по макропруденциальному регулированию члены Технического комитета обсудили возможность повышения статуса и усовершенствования Отчета о финансовой стабильности Казахстана как важнейшего инструмента оценки рисков путем акцентирования внимания на идентификации текущих и потенциальных рисков, несущих угрозы для стабильного функционирования финансовой системы и экономики в целом, а также введения полугодового формата его представления.
В целом, по второму вопросу было принято решение о необходимости подготовки Агентством и Национальным Банком к следующему заседанию Технического комитета перечня потенциальных системных рисков, а также рисков, представляющих наибольшую угрозу финансовому сектору и экономике в целом в 2010 году, на основе которого будет разработана Карта системных рисков финансового сектора. |