МОСКВА (Standard & Poor's), 15 декабря 2015 г.
Служба кредитных рейтингов Standard & Poor's подтвердила кредитные рейтинги казахстанской электроэнергетической компании АО "Самрук-Энерго": долгосрочный кредитный рейтинг – на уровне "ВВ", краткосрочный кредитный рейтинг – на уровне "В". Прогноз изменения рейтингов – "Стабильный". В то же время мы подтвердили рейтинг по национальной шкале – на уровне "kzA+". Мы также подтвердили рейтинг "ВВ", присвоенный выпуску приоритетных необеспеченных облигаций объемом 500 млн долл. сроком погашения в декабре 2017 г., и отозвали рейтинг ожидаемого уровня возмещения долга после дефолта "4", присвоенный этому выпуску, из-за изменения рейтингового подхода. Подтверждение рейтингов отражает тот факт, что мы оставили без изменений нашу оценку "высокой" вероятности получения группой своевременной и достаточной экстраординарной поддержки со стороны Правительства Республики Казахстан в случае необходимости. Наша оценка основана на следующих выводах: – "важная" роль "Самрук-Энерго" для Правительства Республики Казахстан ввиду стратегического положения компании как ведущего поставщика электроэнергии в стране; – "очень прочные" связи с государством, обусловленные тем обстоятельством, что правительство владеет 100% акций компании (через Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына") и, по нашим прогнозам, сохранит контроль над компанией по меньшей мере в ближайшие два года, а также участием государства в принятии стратегических решений и репутационными рисками для правительства страны в случае дефолта "Самрук-Энерго". Кроме того, мы учитываем предоставление значительной финансовой поддержки от государства в прошлом (в форме вливаний в капитал, передачи активов, низких процентных ставок по займам, гарантий по долговым обязательствам), а также налоговые льготы. Наша оценка характеристик собственной кредитоспособности (stand-alone credit profile – SACP) "Самрук-Энерго" не изменилась и остается на уровне "b+" (оценка SACP "Самрук-Энерго" определяется "слабым" профилем бизнес-рисков и "агрессивным" профилем финансовых рисков компании). Мы ожидаем, что давление на финансовые показатели и показатели ликвидности группы, обусловленное девальвацией тенге, подверженностью рискам, связанным с валютным долгом, выполнением масштабной инвестиционной программы и необходимостью погасить еврооблигации объемом 500 млн долл. в декабре 2017 г., будет компенсироваться мерами поддержки от государства, проактивным подходом к рефинансированию долга и гибкостью инвестиционной программы. Мы отмечаем, что правительство (через государственную структуру – Фонд "Самрук-Казына") приняло значительные меры по поддержке "Самрук-Энерго", включая финансирование приобретения 50%-ной доли в капитале Экибастузской ГРЭС-1 на сумму 1,3 млрд долл. при помощи кредита объемом 200 млрд тенге (около 1,3 млрд долл.) и вливания капитала объемом 21 млрд тенге в начале 2014 г. В октябре 2014 г. "Самрук-Энерго" получила еще один взнос в капитал объемом 100 млрд тенге, который был использован для погашения половины указанного кредита от Фонда "Самрук-Казына", и в настоящее время мы ожидаем, что процентная ставка по оставшейся сумме этого кредита (100 млрд тенге) будет существенно снижена до конца 2015 г. В нашем базовом сценарии мы также предусматриваем, что группа получит еще один взнос в капитал в 1-м квартале 2016 г. для полного погашения кредита. По нашему мнению, эти меры поддержки помогут частично ослабить давление на финансовые показатели группы вследствие девальвации тенге в 2015 г. Валютный долг (в долларах США) группы составляет в общей сложности около 750 млн долл. Наша оценка SACP "Самрук-Энерго" на уровне "b+" включает негативный модификатор по компоненту "структура капитала", обусловленный валютным долгом, и позитивный модификатор по компоненту "сравнительный анализ", который определяется значительной долей долгосрочных государственных кредитов в портфеле долговых обязательств группы, гарантиями от Фонда "Самрук-Казына" и Министерства финансов Республики Казахстан по нескольким банковским кредитам, а также предоставлением значительной текущей финансовой помощи в прошлом. Прогноз "Стабильный" отражает наше мнение о том, что риски, связанные с выполнением масштабной инвестиционной программы, давление на характеристики кредитоспособности, необходимость погашения значительного объема еврооблигаций в 2017 г. и высокий уровень долговой нагрузки компенсируются "высокой" вероятностью получения своевременной и достаточной экстраординарной поддержки от государства в случае необходимости, гибкостью инвестиционной программы, значительным балансом и мерами по заблаговременному рефинансированию долга. Наша оценка поддерживается также стратегической значимостью "Самрук-Энерго" для государства и получением значительной финансовой поддержки от Правительства Республики Казахстан в прошлом, а также прочными рыночными позициями и преимуществами вертикальной интеграции. В соответствии с нашей методологией присвоения рейтингов ОСГ дальнейшее понижение суверенного кредитного рейтинга до "ВВВ-" не приведет к немедленному понижению рейтинга "Самрук-Энерго" при условии, что наши оценки SACP компании и вероятности получения экстраординарной поддержки от государства останутся без изменений. Давление на рейтинги может возникнуть в случае проведения компанией более агрессивной финансовой политики, которая не будет соответствовать нашим текущим ожиданиям, например, если в результате увеличения инвестиций или продажи активов, генерирующих EBITDA, финансовые показатели группы снизятся, что обусловит ухудшение характеристик кредитоспособности и показателей ликвидности или слабое выполнение ковенантов. Негативное рейтинговое действие также возможно, если "Самрук-Энерго" не сможет обеспечить рефинансирование еврооблигаций и компании не будет оказана финансовая поддержка со стороны государства. Это может привести к пересмотру нашей оценки SACP, а также к пересмотру нашей оценки вероятности экстраординарной поддержки "Самрук-Энерго" со стороны государства. Мы можем понизить рейтинг на одну ступень, если оценка SACP будет понижена до "b-" или если мы пересмотрим оценку вероятности экстраординарной поддержки "Самрук-Энерго" со стороны государства, понизив ее до "умеренно высокой" (даже если оценка SACP и суверенные рейтинги останутся неизменными). Мы полагаем, что в текущей ситуации потенциал повышения рейтингов "Самрук-Энерго" ограничен уровнем долга группы, амбициозной инвестиционной программой и неопределенностью в отношении плана продажи активов, а также плана рефинансирования еврооблигаций. Мы можем повысить рейтинги компании в случае повышения оценки SACP "Самрук-Энерго" по меньшей мере до уровня "bb-", что может произойти в случае значительного улучшения показателей кредитоспособности компании до уровня, соответствующего профилю финансовых рисков, который мы определяем как "значительный", в том числе отношения "долг / EBITDA" до уровня 3-4х и коэффициента "FFO / долг" до уровня 20-30%. Повышение рейтинга также возможно в случае большего, чем мы ожидаем сейчас, вливания капитала в целях сокращения долговой нагрузки или снижения объемов инвестиций на фоне улучшения показателей ликвидности и графика погашения обязательств. |