Мы полагаем, что сокращение объема экспорта и потребительского спроса значительно ограничит перспективы экономического роста Казахстана, в результате чего в 2016 г. экономический рост будет близок к нулю и в дальнейшем – лишь незначительным. Кроме того, мы ожидаем, что в 2016 г. поступления по счету текущих операций (СТО) сократятся почти на 30%, а объем чистых внешних обязательств составит более 100% поступлений по СТО. В связи с этим мы понижаем долгосрочные и краткосрочные суверенные кредитные рейтинги Республики Казахстан с "BBB/A-2" до "BBB-/A-3". Прогноз по рейтингам – "Негативный", что отражает наше мнение о внешнеэкономических и монетарных рисках для Казахстана, а также сложностях, связанных со сдерживанием инфляции, принятием мер для снижения давления со стороны ослабления обменного курса и поддержанием стабильности банковского сектора страны, которые могут привести к снижению предсказуемости и результативности монетарной политики.
РЕЙТИНГОВОЕ ДЕЙСТВИЕ 17 февраля 2016 г. Служба кредитных рейтингов Standard & Poor's понизила долгосрочные суверенные кредитные рейтинги Республики Казахстан по обязательствам в иностранной и национальной валюте с "BBB" до "BBB-". Мы также понизили краткосрочные суверенные кредитные рейтинги по обязательствам в иностранной и национальной валюте с "A-2" до "A-3" и рейтинги по национальной шкале с "kzAA+" до "kzAA". Прогноз по долгосрочным кредитным рейтингам – "Негативный". Суверенные рейтинги Республики Казахстан подлежат определенным ограничениям в отношении публикаций, установленным статьей 8а EU CRA Regulation, включая публикацию в соответствии с заранее установленным календарем (см. статью "Календарь публикаций на 2015 г. для рейтингов суверенных, региональных и местных органов власти региона EMEA: третий квартал", опубликованную 22 декабря 2015 г. на RatingsDirect). В соответствии с EU CRA Regulation отклонения от календаря публикаций ограничены и позволены только в определенных обстоятельствах, причем такие публикации должны сопровождаться подробным объяснением причин отклонения от графика. В настоящем случае отклонение было вызвано недавним пересмотром наших допущений относительно мировых цен на нефть. Публикация следующего отчета по суверенным рейтингам Республики Казахстан в соответствии с календарем состоится 11 марта 2016 г.
ОБОСНОВАНИЕ В середине января 2016 г. Служба кредитных рейтингов Standard & Poor's опубликовала допущения относительно цен нефть в 2016-2019 гг., которые будут значительно более низкими, чем мы ожидали ранее. В настоящее время цены на сырую нефть на спотовом рынке и рынке фьючерсов примерно на 70% ниже уровня в середине 2014 г., когда цены начали снижаться. На момент публикации нашего последнего отчета о рейтингах Республики Казахстан в сентябре 2015 г. мы ожидали, что цена на нефть марки Brent составит в среднем 65 долл. / барр. в 2016 г. и 75 долл. / барр. – в 2017 г. и далее. Согласно нашим текущим ожиданиям средняя цена на нефть марки Brent будет составлять 40 долл. / барр. в 2016 г. и 45 долл. / барр. – в 2016-2019 г. (см. статью "Standard & Poor`s понижает допущения относительно цен на углеводороды в связи с превышением предложения над спросом на мировом рынке; прогнозы относительно восстановления цен также пересмотрены в сторону понижения", опубликованную 12 января 2016 г.). В связи с этим мы пересмотрели наши ожидания относительно роста экономики, бюджетных и внешнеэкономических показателей Республики Казахстан. 16 февраля 2016 г. министры нефтяной отрасли Катара, России, Саудовской Аравии и Венесуэлы заключили соглашение о сохранении объемов нефтедобычи на уровне января. Мы не ожидаем, что это соглашение значительно повлияет на наши допущения относительно цен на нефть, и отмечаем, что первой реакцией рынка на это событие стало дальнейшее снижение цен. С точки зрения объемов добычи мы отмечаем, что нефтедобыча будет заморожена на уже рекордно высоком для России и Саудовской Аравии уровне. Кроме того, соглашение вступит в силу, если другие производители также "заморозят" объемы нефтедобычи. С точки зрения мирового спроса на нефть мы отмечаем, что основные риски по-прежнему представляют замедление темпов экономического роста и уровень задолженности КНР. Наши допущения относительно цен на нефть в долгосрочном периоде по-прежнему будут основаны на нашем мнении о минимальной стоимости нефтедобычи. Поскольку экономика Казахстана в высокой степени зависит от нефтяного сектора, на долю которого приходится 20% ВВП (оценка), 50% доходов бюджета и 60% экспорта, мы ожидаем, что в 2016 г. рост ВВП будет нулевым либо незначительно отрицательным. Динамика ВВП, скорее всего, будет обусловлена сокращением объемов экспорта и практически нулевым, по нашим прогнозам, ростом нефтедобычи (если крупное шельфовое нефтяное месторождение Кашаган не будет введено в эксплуатацию на полную мощность ранее 2018 г.). Кроме того, наш прогноз экономического роста исходит из спада потребления в результате девальвации тенге, высокой инфляции и сокращения объемов потребительского кредитования. В 2017-2019 гг., как мы ожидаем, экономические показатели Республики Казахстан несколько восстановятся по мере роста потребительского спроса и увеличения объема инвестиций. Наш долгосрочный прогноз в отношении роста экономики страны будет зависеть от динамики цен на нефть, реализации Кашаганского проекта и проведения объявленных структурных реформ. Мы полагаем, что переход к "плавающему" курсу тенге в целом завершен, учитывая, что в условиях значительного обесценения национальной валюты с августа 2015 г. Национальный банк Республики Казахстан (НБРК) практически не осуществлял валютных интервенций в последние три месяца, даже в январе 2016 г., когда цена на нефть упала до 30 долл. / барр. Мы ожидаем, что дефицит счета текущих операций составит в среднем около 2% ВВП в 2015-2017 гг. по сравнению с профицитом, отмечавшимся в 2010-2014 гг. В то же время мы ожидаем, что объем импорта сократится, в том числе вследствие снижения валютного курса, а постепенный рост цен на нефть будет способствовать восстановлению показателей СТО и в дальнейшем обусловит профицит счета текущих операций. С учетом дефицита счета текущих операций в ближайшие два года чистые внешние обязательства Казахстана превысят 100% поступлений по СТО, а объем ликвидных внешних активов будет превышать объем долга более чем на 45-50% поступлений по СТО (оценка). По нашим оценкам, более половины внешних обязательств Республики Казахстан составляют прямые иностранные инвестиции, классифицируемые как долговые инструменты. Последние несколько лет доля этих обязательств увеличивается. Несмотря на сокращение поступлений по СТО мы ожидаем, что в 2016-2017 гг. объем международных резервов останется стабильным благодаря поступлениям по финансовому счету: средствам от репатриации активов Национального фонда Республики Казахстан (НФРК) в рамках стимулирующих мер правительства и росту внешних заимствований, полученных от международных финансовых организаций, которые выразили готовность предоставлять ресурсы Правительству Республики Казахстан. Привлечение внешних заимствований поможет компенсировать ожидаемое сокращение прямых иностранных инвестиций с 5% ВВП в последние пять лет до 2% ВВП в 2015-2016 гг. Мы полагаем, что возможности НБРК влиять на ситуацию на внутреннем денежно-кредитном рынке ограничены слабыми механизмами трансмиссии. Помимо узких рынков капитала, банковская система Казахстана является очень неустойчивой, и уровень ее долларизации растет. В декабре 2015 г. доля депозитов в иностранной валюте выросла до 67% совокупных депозитов, в то время как в конце 2014 г. их доля составляла 55%, а в конце 2013 г. – менее 40%. Кроме того, недавнее падение цен на нефть и дальнейшее обесценение тенге повысят сложность задач, стоящих перед НБРК, в частности необходимость поддержания финансовой стабильности, темпов роста кредитования и экономического роста и таргетирования инфляции. Мы отмечаем, что предсказуемость и результативность политики НБРК в этом контексте могут снизиться. По нашим ожиданиям, вслед за скачком инфляции до 13,6 в 2015 г. этот показатель останется на двузначном уровне и в 2016 г. Вместе с тем мы отмечаем, что НБРК начал вводить ряд инструментов денежно-кредитной политики в рамках стратегии таргетирования инфляции. Позитивное влияние на рейтинги Республики Казахстан по-прежнему оказывают сильные бюджетные показатели, обусловленные многолетними профицитами бюджета. В частности, мы прогнозируем, что в среднесрочной перспективе расширенное правительство останется нетто-кредитором благодаря тому, что власти располагают возможностями и демонстрируют готовность сдерживать рост расходов. Уровень рейтингов Казахстана по-прежнему ограничен недостаточной, по нашему мнению, эффективностью институциональной системы и управления, что обусловлено высокой степенью централизации политических процессов, умеренным уровнем благосостояния и ограниченной гибкостью денежно-кредитной политики. Учитывая снижение цен на нефть и проводимую правительством программу стимулирования, мы полагаем, что в 2016-2017 гг. бюджет Правительства Республики Казахстан будет исполняться с дефицитом (на консолидированной основе с учетом средств НФРК). Принимая во внимание ожидаемые дефициты бюджета и ослабление обменного курса, мы прогнозируем рост долга расширенного правительства, измеряемого в процентах ВВП. Помимо ежегодных перечислений средств из НФРК в бюджет центрального правительства фонд с недавнего времени используется для оказания поддержки национальной экономике. Стимулирующая программа включает расходы объемом 5,5 млрд долл. (их финансирование началось в 2014 г.) и расходы на инвестиции в инфраструктуру объемом 9 млрд долл., которые будут использованы до 2018 г. (их финансирование началось в 2015 г.). На наш взгляд, правительство по-прежнему располагает возможностями и демонстрирует готовность сдерживать бюджетные расходы в среднесрочной перспективе (после завершения стимулирующей программы), и мы полагаем, что начиная с 2018 г. бюджет расширенного правительства вновь будет исполняться с профицитом. Правительство рассматривает вероятность реализации различных сценариев, в том числе допускающих падение цен на нефть до уровня ниже 25 долл. / барр. При этом, учитывая значительную долю капитальных расходов, мы полагаем, что гибкость расходов бюджета остается относительно высокой. Снижение обменного курса может способствовать поддержанию уровня доходов в 2016 г., в то время как меры по мобилизации бюджетных доходов, в частности связанные с повышением собираемости налога на добавленную стоимость, и восстановление цен на нефть могут увеличить рост доходов в долгосрочной перспективе. В настоящее время мы не прогнозируем значительных доходов от продажи имущества. Несмотря на планы масштабной приватизации, объявленной правительством в 2015 г., мы полагаем, что она в большей степени направлена на привлечение стратегических инвесторов (а это может потребовать длительного времени), а не на быструю мобилизацию доходов. По нашим прогнозам, благодаря ожидаемому восстановлению бюджетных показателей уровень долга расширенного правительства по-прежнему будет составлять менее 25% ВВП, что мы считаем невысоким показателем. При этом благодаря значительному объему ликвидных активов, накопленных в НФРК и составляющих более 50% ВВП, правительство будет оставаться нетто-кредитором. В то же время наша оценка долговой нагрузки не включает долг организаций, связанных с государством (ОСГ), данных о котором в открытом доступе нет (согласно нашим оценкам, в конце 2015 г. долг ОСГ составлял более 15% ВВП). В 2016-2017 гг. дефицит консолидированного бюджета расширенного правительства, скорее всего, будет финансироваться за счет заимствований на внутреннем рынке капитала, а также средств международных организаций, в частности Азиатского банка развития и Всемирного банка. Насколько мы понимаем, внутренние займы могут быть частично использованы для докапитализации банковской системы страны в случае давления на базу капитала банков, вызванного обесценением тенге. По нашим прогнозам, объем проблемных кредитов (просроченных более чем на 90 дней) банковской системы Казахстана увеличится с 9,5% по состоянию на 1 декабря 2015 г. (согласно официальной отчетности) до 12-14% в конце 2016 г. (см. статью "Вопросы, часто задаваемые кредитным аналитикам: Как недавняя девальвация тенге повлияла на кредитоспособность казахстанских банков?", опубликованную 28 января 2016 г. на RatingsDirect). В апреле 2015 г. Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев одержал победу на досрочных президентских выборах, что, на наш взгляд, способствует поддержанию политической стабильности. Мы отмечаем, что Казахстан имеет одну из самых стабильных политических систем в регионе. После возобновления полномочий президент анонсировал пять институциональных и экономических реформ, которые должны предотвратить замедление экономического роста. Тем не менее мы считаем, что в среднесрочной перспективе предугадать направление политического курса будет достаточно сложно ввиду неопределенности относительно потенциального преемника президента; 75-летний г-н Назарбаев находится у власти с момента обретения Казахстаном независимости в 1991 г. ПРОГНОЗ Прогноз "Негативный" отражает наше мнение о внешнеэкономических и монетарных рисках для Казахстана в условиях текущей волатильности мировых цен на сырьевые товары. Мы можем понизить долгосрочные рейтинги Казахстана, если придем к выводу, что риски, связанные со сдерживанием инфляции, которые могут возникнуть в результате давления со стороны ослабления обменного курса и необходимости поддержания стабильности в банковской системе, приведут к снижению предсказуемости и результативности монетарной политики, или если мы придем к выводу о продолжающемся увеличении внешнеэкономических дисбалансов. Мы можем пересмотреть прогноз по суверенным рейтингам на "Стабильный" в случае если рост цен на нефть и предпринимаемые меры правительства приведут к снижению внешнеэкономических дисбалансов, а также монетарных рисков в краткосрочной и среднесрочной перспективе.
ОСНОВНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ Таблица 1
Республика Казахстан: некоторые финансовые и экономические показатели | | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | Экономические показатели,% | | | | | | | | | | | Номинальный ВВП, млрд тенге | 23 008 | 29 380 | 32 194 | 37 085 | 40 755 | 40 419 | 43 814 | 48 207 | 53 899 | 60 218 | Номинальный ВВП, млрд долл. | 156 | 200 | 216 | 244 | 227 | 182 | 123 | 130 | 148 | 167 | ВВП на душу населения, тыс. долл. | 9,6 | 12,2 | 12,9 | 14,4 | 13,3 | 10,5 | 7,0 | 7,3 | 8,1 | 9,1 | Прирост реального ВВП | 7,3 | 7,2 | 4,6 | 5,8 | 4,1 | 1,2 | 0,0 | 1,5 | 2,2 | 2,5 | Прирост реального ВВП на душу населения | 5,8 | 5,7 | 3,1 | 4,3 | 2,6 | (0,2) | (1,4) | 0,1 | 0,8 | 1,1 | Рост инвестиций в реальном выражении | 3,8 | 3,9 | 9,1 | 4,9 | 4,4 | 5,1 | 5,5 | 4,2 | 3,0 | 3,0 | Инвестиции / ВВП | 33,1 | 30,8 | 32,0 | 30,6 | 27,1 | 27,0 | 28,1 | 27,4 | 26,1 | 25,2 | Сбережения / ВВП | 34,0 | 35,9 | 32,5 | 30,9 | 29,7 | 24,3 | 26,5 | 25,9 | 26,3 | 27,4 | Экспорт / ВВП | 42,0 | 44,7 | 42,5 | 37,2 | 38,4 | 31,4 | 32,4 | 32,4 | 33,8 | 35,8 | Рост экспорта в реальном выражении | 3,1 | 0,4 | 4,2 | 2,1 | (3,2) | (1,0) | (1,0) | 1,0 | 3,0 | 4,0 | Уровень безработицы | 5,8 | 5,4 | 5,3 | 5,2 | 5,0 | 5,3 | 5,3 | 5,3 | 5,3 | 5,3 | Внешние показатели,% | | | | | | | | | | | Баланс счета текущих операций / ВВП | 0,9 | 5,1 | 0,5 | 0,4 | 2,6 | (2,8) | (1,5) | (1,5) | 0,2 | 2,2 | Баланс счета текущих операций / поступления по СТО | 2,0 | 10,8 | 1,1 | 0,9 | 6,6 | (8,3) | (4,4) | (4,1) | 0,6 | 5,7 | Торговый баланс / ВВП | 18,3 | 22,4 | 17,7 | 14,3 | 16,1 | 9,8 | 10,8 | 11,3 | 13,1 | 15,3 | Чистый приток прямых иностранных инвестиций / ВВП | 2,3 | 4,3 | 5,5 | 3,3 | 2,1 | 1,0 | 1,3 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | Рост портфеля ценных бумаг (нетто) / ВВП | (0,4) | (0,2) | (0,9) | (1,0) | (0,3) | (0,2) | (0,3) | (0,5) | (0,8) | (0,7) | Cовокупные потребности во внешнем финансировании / поступления по СТО + доступные резервы | 103,2 | 94,8 | 100,1 | 104,1 | 106,1 | 115,7 | 117,1 | 118,0 | 113,8 | 109,3 | "Узкий" чистый внешний долг / поступления по СТО | (12,2) | (28,6) | (33,5) | (35,9) | (35,1) | (40,2) | (49,1) | (47,7) | (43,2) | (42,6) | Чистые внешние обязательства / поступления по СТО | 51,0 | 34,7 | 36,6 | 34,7 | 37,4 | 69,2 | 106,2 | 106,5 | 92,7 | 74,3 | Краткосрочный врешний долг с наступающими сроками погашения / поступления по СТО | 39,6 | 34,0 | 31,6 | 35,7 | 41,4 | 63,1 | 90,6 | 87,0 | 75,5 | 64,6 | Резервы / платежи по СТО, кол-во месяцев | 4,1 | 4,0 | 3,7 | 3,6 | 3,5 | 5,3 | 7,6 | 7,1 | 6,5 | 5,8 | Показатели бюджета расширенного правительства,% | | | | | | | | | | | Баланс бюджета / ВВП | 1,3 | 5,5 | 4,2 | 4,7 | 1,7 | (2,8) | (1,0) | (1,0) | 1,0 | 1,0 | Изменение долга / ВВП | 2,8 | 1,8 | 2,9 | 2,2 | 3,0 | 7,6 | 1,4 | 3,0 | 1,8 | 1,4 | Первичный баланс / ВВП | 1,7 | 5,9 | 4,6 | 5,2 | 2,3 | (2,1) | (0,1) | (0,1) | 1,9 | 1,9 | Доходы бюджета / ВВП | 22,7 | 26,0 | 25,4 | 24,0 | 23,8 | 20,5 | 22,0 | 22,0 | 23,0 | 23,0 | Расходы бюджета / ВВП | 21,4 | 20,5 | 21,2 | 19,3 | 22,1 | 23,3 | 23,0 | 23,0 | 22,0 | 22,0 | Процентные расходы / доходы | 1,8 | 1,6 | 1,6 | 2,0 | 2,4 | 3,4 | 4,2 | 4,0 | 4,0 | 3,9 | Долг / ВВП | 10,1 | 9,8 | 11,8 | 12,4 | 14,3 | 22,1 | 21,8 | 22,7 | 22,1 | 21,1 | Чистый долг / ВВП | (16,5) | (19,0) | (23,1) | (26,3) | (30,8) | (44,3) | (41,8) | (35,3) | (31,5) | (30,0) | Ликвидные активы / ВВП | 26,6 | 28,7 | 34,9 | 38,7 | 45,2 | 66,3 | 63,6 | 58,0 | 53,7 | 51,2 | Монетарные показатели,% | | | | | | | | | | | Рост индекса потребительских цен | 7,1 | 8,3 | 5,1 | 5,8 | 6,7 | 13,6 | 10,0 | 8,0 | 7,0 | 6,0 | Рост дефлятора ВВП | 26,1 | 19,1 | 4,8 | 8,9 | 5,6 | (2,0) | 8,4 | 8,4 | 9,4 | 9,0 | Рост обязательств казахстанского частного сектора перед банками | 7,7 | 14,3 | 11,5 | 12,8 | 5,4 | 1,5 | 5,0 | 7,0 | 7,0 | 10,0 | Обязательства казахстанского частного сектора перед банками / ВВП | 42,3 | 37,9 | 38,6 | 37,8 | 36,2 | 37,1 | 35,9 | 34,9 | 33,4 | 32,9 | Доля валютных обязательств резидентов перед банками | 27,3 | 24,0 | 20,7 | 21,2 | 20,3 | Н/П | Н/П | Н/П | Н/П | Н/П |
Сбережения определяются как инвестиции плюс профицит или дефицит по счету текущих операций. Инвестиции определяются как затраты на средства производства, в том числе предприятия, оборудование, помещения плюс изменение материально-производственных запасов. Банки – финансовые институты (кроме Центрального банка), обязательства которых включены в определение денежной массы страны. Совокупные потребности во внешнем финансировании определяются как отток средств по счету текущих операций плюс непогашенный краткосрочный долг на конец предыдущего года плюс депозиты нерезидентов на конец предыдущего года плюс долгосрочный внешний долг сроком погашения в течение года. "Узкий" чистый внешний долг определяется как совокупные заимствования в иностранной и национальной валютах государственного и частного секторов у нерезидентов минус международные резервы минус ликвидные внешние активы государственного сектора, а также депозиты финансовых институтов в иностранных банках и кредиты, выданные нерезидентам, или инвестиции в компании-нерезиденты. Если показатель отрицательный – значит, страна является внешним нетто-кредитором. СТО – счет текущих операций. Н/П – не применимо. Приведенные выше данные и коэффициенты представляют собой результат собственных расчетов аналитиков S&P на основании данных национальных и международных источников и отражают независимое мнение аналитиков S&P относительно своевременности, охвата, точности, надежности и применимости имеющейся информации.
ОЦЕНКИ РЕЙТИНГОВЫХ ФАКТОРОВ Таблица 2
Республика Казахстан: оценки рейтинговых факторов | Основные рейтинговые факторы | Оценка | Эффективность институциональной системы и механизмов управления | Негативная | Структура экономики и перспективы экономического роста | Нейтральная | Внешняя ликвидность и международная инвестиционная позиция | Нейтральная | Финансовая гибкость и бюджетные показатели | Позитивная | Долговая нагрузка | Позитивная | Гибкость денежно-кредитной политики | Нейтральная |
Анализ кредитоспособности суверенного правительства, проведенный аналитиками Standard & Poor's, основывается на оценке пяти ключевых факторов: (1) эффективности институциональной системы и механизмов управления; (2) структуры экономики и перспектив экономического роста; (3) внешней ликвидности и международной инвестиционной позиции; (4) среднего значения оценок уровня долга правительства, финансовой гибкости и бюджетных показателей; (5) гибкости денежно-кредитной политики. Каждый фактор оценивается по шкале от "1" ("самое высокое значение") до "6" ("самое низкое значение"). Статья Standard & Poor`s "Присвоение рейтингов суверенным правительствам: Методология и допущения", опубликованная 23 декабря 2014 г., излагает принципы определения суверенного кредитного рейтинга по обязательствам в иностранной валюте (п. V.B) на основании сочетания различных факторов и поясняет, каким образом эти факторы оцениваются (п. V.C). Оценки рейтинговых факторов отражают наше мнение о том, какое влияние факторы, перечисленные в методологии, оказывают на кредитный профиль суверенного правительства – позитивное, нейтральное или негативное. Оценки "позитивная", "нейтральная" и "негативная" носят абсолютный характер для всех рейтинговых категорий. Как следствие, суверенные правительства, имеющие высокие рейтинги, обычно имеют больше "позитивных" оценок рейтинговых факторов, а правительства, имеющие более низкие рейтинги, – больше "негативных" оценок. В соответствии с методологией присвоения суверенных рейтингов Службы кредитных рейтингов Standard & Poor's изменение оценки вышеупомянутых факторов не всегда обусловливает изменение суверенного рейтинга, равно как и изменению суверенного рейтинга не всегда предшествует изменение одной или более оценок рейтинговых факторов. |