Fitch Ratings-Москва/Лондон-28 апреля 2017 г.
Fitch Ratings подтвердило рейтинги Акционерного общества Фонд национального благосостояния Самрук-Казына, Казахстан: долгосрочные рейтинги дефолта эмитента ("РДЭ") в иностранной и национальной валюте на уровне "BBB", национальный долгосрочный рейтинг "AAA(kaz)" и краткосрочный РДЭ в иностранной валюте "F2". Прогноз по долгосрочным рейтингам – "Стабильный". Также Fitch подтвердило рейтинги приоритетных необеспеченных внутренних облигаций фонда на уровнях "BBB"/"AAA(kaz)". Fitch рейтингует Самрук-Казыну с использованием рейтингового подхода "сверху-вниз" согласно своей методологии "Рейтингование компаний госсектора за пределами США", что отражает увязку кредитоспособности фонда и его единственного акционера (спонсора согласно указанной методологии), Республики Казахстан ("BBB"/прогноз "Стабильный"/"F2"). Как следствие, рейтинги фонда находятся на одном уровне с суверенными рейтингами. Самрук-Казына управляет ключевыми активами в нефтегазовом, горнодобывающем, энергетическом и транспортном секторах Казахстана и выступает как квазибюджетная организация, перераспределяя средства от государства экономике. Рейтинги отражают ожидания Fitch о предоставлении чрезвычайной поддержки от государства, которое осуществляет прямой контроль и надзор за фондом. "Стабильный" прогноз отражает прогноз по суверенным рейтингам.
КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ
Юридический статус оценивается как "более сильный" Самрук-Казына – государственное акционерное общество в 100-процентной собственности Казахстана согласно специальному закону. Фонд является квазибюджетным инструментом, направляющим средства от государства в национальную экономику. Институциональной миссией фонда является улучшение благосостояния государства путем увеличения долгосрочной стоимости компаний в портфеле и эффективного управления ими. Мы не ожидаем, что эти характеристики претерпят существенные изменения в обозримом будущем.
Интеграция оценивается как "более сильная" Взносы капитала и субсидируемые кредиты указывают на тесные связи между Самрук-Казыной и финансами Казахстана в дополнение к роли фонда как квазисуверенного гаранта по значимым проектам экономического развития, поддерживаемым государством, а также роли государственного агента по приватизации непрофильных активов. Фонд в основном передает субсидируемые кредиты от Национального банка и Национального фонда дочерним структурам, чтобы способствовать более эффективному управлению активами в портфеле. С момента своего основания в 2008 г. Самрук-Казына получила от акционера взносы капитала на 3 765 млрд. тенге, что составляет значительную часть совокупных активов и капитала фонда (7 350 млрд. тенге и 5 269 млрд. тенге на конец 2016 г. соответственно). Как следствие, аккумулированные инвестиции фонда в дочерних структурах и совместных предприятиях на конец 2016 г. составили 5 527 млрд. тенге. Это указывает на ключевую роль Самрук-Казыны в перераспределении средств от государства в экономику.
Контроль оценивается как "более сильный" Восемь членов совета директоров Самрук-Казыны назначаются единственным акционером, а в качестве председателя совета директоров выступает Премьер-министр страны. В совет директоров Самрук-Казыны входят ключевые должностные лица страны, а также три независимых директора. При этом правительство Казахстана утверждает финансовую отчетность компании, сохраняет контроль над стратегическими решениями фонда, определяет ключевую политику Самрук-Казыны по вопросам долга, дивидендов и инвестиций, назначает комитет по аудиту и внешнего аудитора, а также отслеживает и контролирует использование государственных средств.
Стратегическая значимость оценивается как "более сильная" По мнению Fitch, Самрук-Казына имеет особую значимость для реализации политики Казахстана по экономическому развитию и диверсификации. Следует отметить, что это роль проявляется в приверженности государства политике постепенного снижения зависимости от углеводородов как основного источника доходов страны и сокращения доли государственных структур в экономике. На конец 2015 г. активы Самрук-Казыны были равны 17% от ВВП. Правительство не предоставляет прямой гарантии по долгу компании, но рассматривает данный долг как моральное обязательство государства и считает его квазисуверенным обязательством. Кроме того, ограниченный размер суммарного финансового долга Самрук-Казыны относительно ВВП страны (2,3%) означает, что чрезвычайная поддержка от Казахстана в случае необходимости является очень вероятной. Мы считаем, что реализация объявленной приватизации непрофильных активов не приведет к ослаблению стратегической значимости, поскольку концентрация национальной экономики сократится, а диверсификация улучшится.
Операционная деятельность Группа обеспечила рост доходов, продемонстрировав операционную прибыльность в течение последних трех лет. В частности, показатель чистая прибыль/суммарный капитал и резервы у Самрук-Казыны вернулся на уровень 1,7% в 2016 финансовом году после пикового уровня в 12,9% в 2015 финансовом году (2014 г.: 1,3%) ввиду разового признания прибыли от продажи доли в дочерней структуре (10% от свопа КазМунайГаза с Национальным банком Республики Казахстан). Менеджмент Самрук-Казыны ожидает, что будущие капитальные и инвестиционные расходы будут в значительной мере финансироваться за счет операционных доходов, притока фондирования от государства и продажи непрофильных активов. На конец 2016 г. суммарный финансовый долг у Самрук-Казыны оставался стабильным на уровне 1 952 млрд. тенге (2015 г.: 1 775 млрд. тенге) при показателе левериджа (рассчитанного как долгосрочный долг к суммарному капиталу и резервам) в 19%, который снижается с 2012 г., когда он составлял 37%. Позиция ликвидности у Самрук-Казыны является хорошей при быстро доступных денежных средствах и эквивалентах в 236 млрд. тенге и депозитах на сумму 796 млрд. тенге на конец 2016 г.
ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ Рейтинги Самрук-Казыны находятся на одном уровне с рейтингами Казахстана. Как следствие, любое позитивное изменение суверенных рейтингов найдет отражение в рейтингах Самрук-Казыны. И, наоборот, в случае негативного рейтингового действия по Казахстану или негативного изменения юридической среды для Самрук-Казыны, что обусловило бы ослабление поддержки или уменьшение интеграции с государством, возможно негативное рейтинговое действие. |