NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 13:21 ast
11:21 msk

Долгосрочный рейтинг АО "Национальный управляющий холдинг "Байтерек" понижен до "ВВ-" в связи с негативной тенденцией в отношении государственной поддержки; прогноз - "Негативный"
В марте 2017 г. Холдинг "Байтерек" принял новую стратегию развития до 2023 г. В соответствии с этим документом холдинг будет и в дальнейшем принимать участие в реализации ряда государственных программ. Вместе с тем в стратегии указана необходимость оптимизации холдинга
04.07.2017 / экономика

30 июня 2017 г.

S&P Global Ratings понизило долгосрочные кредитные рейтинги эмитента по обязательствам в иностранной и национальной валюте АО "Национальный управляющий холдинг "Байтерек" (Холдинг "Байтерек") с "ВВ+" до "ВВ-". Мы подтвердили краткосрочные рейтинги компании по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне "В". Прогноз по рейтингам – "Негативный".
В то же время мы понизили рейтинг Холдинга "Байтерек" по национальной шкале с "kzAA-" до "kzВВВ+".
Понижение рейтингов обусловлено главным образом нашим мнением о постепенном снижении готовности Правительства Республики Казахстан предоставлять сектору ОСГ ресурсы для своевременного обслуживания и погашения долга в случае необходимости, о чем свидетельствует сравнительно ограниченное участие государства в обеспечении своевременного погашения обязательств нескольких казахстанских ОСГ в последние 18 месяцев.
В то же время мы по-прежнему полагаем, что Группа компаний "Байтерек" остается одним из важнейших инструментов реализации государственной политики, а вероятность получения экстраординарной поддержки от государства остается "практически безусловной". Рейтинги Холдинга "Байтерек" на несколько ступеней выше оценки характеристик его собственной кредитоспособности. Мы оцениваем на уровне "b" собственную кредитоспособность консолидированной группы, то есть без учета потенциальной экстраординарной поддержки от государства.
Под экстраординарной поддержкой мы подразумеваем поддержку, обеспечивающую своевременное и полное обслуживание и погашение долга организации в стрессовом сценарии. При оценке текущей поддержки (учитываемой при определении уровня собственной кредитоспособности) мы принимаем во внимание перечисления из государственного бюджета, направленные на поддержание или расширение деятельности организации, например средства в рамках государственных программ, направляемые на разработку конкретных проектов или поддержку определенных секторов экономики.
За последние 18 месяцев отмечалось несколько случаев, когда экстраординарная государственная поддержка была слабее, чем мы ожидали, как в случае двух ОСГ, на 100% принадлежащих государству, - железнодорожного оператора АО "НК Казахстан Темир Жолы" (КТЖ) и энергетической компании АО "Самрук-Энерго", которые являются "ключевыми" дочерними компаниями холдинга "Самрук-Казына".
Мы отмечаем, что в случае КТЖ административные процедуры получения экстраординарной поддержки от государства были сложными и длительными. В прошлом году при погашении облигаций объемом 350 млн долл. у КТЖ отсутствовало финансирование за три недели до наступления срока выплат - 11 мая 2016 г. (см. статью "Рейтинги "ВВ" национального железнодорожного оператора Казахстана "НК "Казахстан Темир Жолы" и его дочерней компании АО "Казтемиртранс" помещены в список CreditWatch Negative", опубликованную 20 апреля 2016 г.). Впоследствии государство своевременно не вмешалось для предотвращения задержки выплат (более чем на пять рабочих дней) АО "Востокмашзавод", сравнительно небольшой дочерней компании КТЖ, по кредиту "Халык Банку" объемом 31,9 млн долл., частично обеспеченному поручительством материнской компании. Это событие едва не привело к перекрестному дефолту по облигациям КТЖ. Впоследствии мы понизили рейтинги КТЖ - в октябре 2016 г. (см. статью "Рейтинги казахстанского железнодорожного оператора АО "НК "Казахстан Темир Жолы" понижены до "ВВ-" в связи с ухудшением оценки вероятности предоставления государственной поддержки; прогноз изменения рейтингов - "Негативный"", опубликованную 19 октября 2016 г.).
Другой дочерней компании фонда "Самрук-Казына", АО "Самрук-Энерго", в декабре 2017 г. предстоит погасить еврооблигации объемом 500 млн долл. Насколько мы понимаем, в течение полугодия до наступления срока погашения доступные денежные средства и их эквиваленты, а также подтвержденные кредитные линии покрывали лишь около половины необходимого годового объема ликвидности на 2017 г. В связи с этим за последние шесть месяцев рейтинги АО "Самрук-Энерго" были понижены в общей сложности на две ступени; в настоящее время они находятся в списке CreditWatch с негативными ожиданиями (см. статью "Рейтинги казахстанской электроэнергетической группы АО "Самрук-Энерго" понижены до "B+" и "kzBBB-" в связи с повышением риска рефинансирования; рейтинги оставлены в списке CreditWatch Negative", опубликованную 12 апреля 2017 г.).
По нашему мнению, эти случаи свидетельствуют о снижении готовности государства предоставлять экстраординарную поддержку сектору ОСГ. Кроме того, мы отмечаем отсутствие прямых гарантий, выданных государством по обязательствам сектора ОСГ. Вместе с тем мы отмечаем, что одна из дочерних компаний холдинга, АО "Фонд развития предпринимательства ДАМУ" (ДАМУ), имеет суверенные гарантии по некоторым обязательствам.
Мы по-прежнему полагаем, что существует "практически безусловная" вероятность предоставления экстраординарной государственной поддержки консолидированной Группе "Байтерек", но больше не приравниваем оценку кредитного профиля группы (group credit profile – GCP), которая отражает характеристики консолидированной операционной группы с учетом экстраординарной поддержки от государства, к уровню долгосрочных суверенных кредитных рейтингов Казахстана ("ВВВ-"). Мы понижаем оценку кредитного профиля группы на одну ступень – до "bb+", что отражает, с одной стороны, указанные негативные тенденции, а с другой – по-прежнему значительные риски для государства в том случае, если оно не будет оказывать поддержку компаниям, входящим в Группу "Байтерек", в стрессовой ситуации.
Группа "Байтерек" и ее материнская компания Национальный управляющий холдинг "Байтерек" (Холдинг "Байтерек") были образованы Указом Президента Республики Казахстан в 2013 г. Деятельность группы контролируется правительством, поскольку государство является 100%-ным собственником холдинговой компании. В настоящее время под управлением холдинговой компании находятся 11 дочерних структур, которые можно охарактеризовать как институты развития, играющие важную роль в реализации ряда стратегических государственных программ. Перед группой поставлены задачи:
развития и диверсификации экономики Казахстана;
поддержки малого и среднего бизнеса;
решения социальных задач, в частности обеспечения доступного жилья.
Наша оценка характеристик кредитоспособности консолидированной Группы "Байтерек" ("bb+") определяется нашей оценкой следующих факторов:
"неразрывных" связей группы с государством. Государство является 100%-ным собственником холдинговой компании, которая, в свою очередь, является 100%-ным собственником дочерних структур (за исключением одной дочерней компании, в которой доля Холдинга "Байтерек" составляет 97,7%). Холдинг "Байтерек" является одним из трех национальных управляющих холдингов и поэтому имеет особый статус. В Совет директоров Холдинга "Байтерек" входят несколько высокопоставленных представителей государства, в том числе премьер-министр Республики Казахстан, первый заместитель премьер-министра, министр по инвестициям и развитию, министр финансов, министр национальной экономики и другие. Правительство осуществляет тщательный надзор за деятельностью группы;
"критически важной" роли группы как основного инструмента реализации нескольких стратегических государственных программ. Дочерние структуры холдинга напрямую участвуют в реализации ряда ключевых направлений национальной политики, включая программу "Дорожная карта бизнеса 2020", Государственную программу "Нурлы Жол" и новую программу строительства жилья "Нурлы Жер". "Байтерек" также является финансовым оператором Государственной программы индустриально-инновационного развития на 2015-2019 гг. и играет важную роль в реализации программы продуктивной занятости.
Рейтинги Холдинга "Байтерек" на две ступени ниже оценки кредитного профиля группы "bb+", что отражает более высокие кредитные риски для неоперационной холдинговой компании в сравнении с операционными дочерними структурами. Рейтинги отражают зависимость способности холдинга погашать свои обязательства от выплат со стороны операционных компаний, а также наше мнение о значимости группы для государства, которая определяется главным образом прямым участием операционных компаний в реализации нескольких государственных программ. Мы полагаем, что в рамках гипотетического стрессового сценария у государства может быть больше стимулов предоставлять экстраординарную поддержку в первую очередь операционным дочерним структурам Холдинга "Байтерек".
Функции Холдинга "Байтерек" включают реализацию государственных программ и управление дочерними структурами, в частности улучшение их финансовых показателей и устранение дублирования функций. Вместе с тем, хотя холдинговая компания имеет большое значение для государства, поскольку способствуют повышению операционной эффективности нескольких институтов развития, мы не считаем эту роль критически важной с точки зрения кредитоспособности.
В марте 2017 г. Холдинг "Байтерек" принял новую стратегию развития до 2023 г. В соответствии с этим документом холдинг будет и в дальнейшем принимать участие в реализации ряда государственных программ. Вместе с тем в стратегии указана необходимость оптимизации холдинга при помощи передачи ряда его функций, которые могут выполняться организациями частного сектора на коммерческой основе, этим организациям, что отражает требования, выраженные Президентом Назарбаевым в выступлении, состоявшемся в январе 2017 г. Кроме того, стратегия предусматривает сокращение государственного финансирования и увеличение заимствований из других источников. Вместе с тем мы ожидаем, что замещение государственного финансирования заимствованиями будет представлять собой постепенный процесс: в последние годы холдинг получал как вливания капитала, так и кредиты на льготных условиях, и мы ожидаем, что эта ситуация сохранится в ближайшем будущем.
Наша оценка кредитного профиля группы без учета поддержки со стороны государства (unsupported GCP) (отражает кредитоспособность консолидированной группы без учета возможности получения экстраординарной государственной поддержки) – "b". Кредитный профиль группы без учета поддержки со стороны государства отражает базовый уровень рейтинга финансовой организации, действующей в Республике Казахстан, - "bb-", а также "умеренную" бизнес-позицию, "сильные" показатели капитализации и прибыльности, "умеренную" позицию по риску, показатели фондирования "ниже среднего" уровня и "адекватные" показатели ликвидности.
Наша оценка бизнес-позиции Группы "Байтерек" отражает ее относительно короткую историю деятельности (около четырех лет после образования неоперационной холдинговой компании в 2013 г.) и сложности в ходе применения единых систем управления для всех операционных структур. Различия профилей деятельности дочерних организаций, их корпоративной культуры и клиентской базы затрудняют реализацию стратегии группы, предусматривающей единый подход к управлению рисками и системами, а также возможности взаимодействия этих организаций. Вместе с тем "Байтерек" объединяет организации, занимающие прочные позиции на рынке, в частности АО "Банк развития Казахстана" (БРК) и АО "Фонд развития предпринимательства ДАМУ" (ДАМУ), которые имеют проверенную на практике бизнес-модель и длительную историю деятельности. Крупнейшими по объему активов дочерними структурами "Байтерека" являются БРК (60% совокупных активов на конец 2016 г.), АО "Жилстройсбербанк Казахстана" (около 15%) и ДАМУ (около 10%).
Вместе с тем мы отмечаем, что по объему активов (4,0 трлн тенге, или 12,1 млрд долл. по состоянию на 31 марта 2017 г.) Группа "Байтерек" является крупной организацией, что соответствует 9% ВВП Казахстана в 2016 г.
Бизнес-стратегия группы "Байтерек" ставит своей задачей не максимизацию прибыли, а выполнение государственной политики. Основными стратегическими задачами являются:
поддержка крупных проектов;
развитие малого и среднего бизнеса;
обеспечение доступного жилья;
обеспечение увеличения экспорта казахстанскими компаниями;
передача и внедрение инноваций.
Наша оценка показателей капитализации и прибыльности Группы "Байтерек" отражает планы умеренного роста и вливания капитала в размере 122 млрд тенге в 2017-2018 гг. По нашим прогнозам, коэффициент капитала, скорректированного с учетом рисков (risk-adjusted capital ratio – RAC), останется на уровне 14,8-15,1% в 2017-2018 гг. Он снизился до 14,9% в конце 2016 г. по сравнению с 16,1% годом ранее в соответствии с нашими ожиданиями. "Байтерек" не обязан выполнять минимальные требования к достаточности капитала.
Принимая во внимание роль Группы "Байтерек" как инструмента государственной политики, "Байтерек" не ставит своей задачей максимизацию прибыли. Тем не менее компания стремится обеспечить доходность, достаточную для финансирования текущей деятельности и инвестиционных проектов. Мы ожидаем, что в 2017-2018 гг. показатель доходности активов (ROA) составит менее 1%, а показатель доходности капитала (ROE) - 3,5-4,0%. Мы прогнозируем волатильные показатели чистой прибыли, значительное влияние на которые будут оказывать показатели чистой процентной маржи, расходы на формирование резервов на возможные потери по кредитам и расходы на фондирование. В связи с этим регулярные вливания капитала имеют очень большое значение для поддержания запаса капитала и ограничения уровня долговой нагрузки.
Наша оценка позиции Группы "Байтерек" по риску отражает более неблагоприятный опыт абсорбирования убытков, чем у казахстанских коммерческих банков (без учета реструктурированных банков), быстрый рост кредитного портфеля в 2013-2015 гг., директивный характер кредитования и все еще высокую, хотя и снижающуюся, долю валютных кредитов.
Объем проблемных кредитов группы сократился с 9,3% по состоянию на конец 2015 г. до 7,2% по состоянию на конец 2016 г., в то время как объем реструктурированных кредитов увеличился с 2,7% до 13,5% за тот же период – главным образом в результате конвертации кредитов БРК из иностранной в национальную валюту. В 2013-2015 гг. БРК передал все проблемные кредиты другой дочерней структуре "Байтерека", АО "Инвестиционный фонд Казахстана". Уровень новых проблемных кредитов БРК (возникших в 2016 г.) ниже 1% кредитного портфеля. Мы не ожидаем сколько-нибудь значительных улучшений качества активов в ближайшие два года (в отсутствие списаний). Насколько мы понимаем, резервы на возможные потери по кредитам полностью покрыли объем проблемных кредитов по состоянию на конец 2016 г., однако они не покрывают объем реструктурированных кредитов.
В корпоративном кредитном портфеле Группы "Байтерек" доминируют нефтяная и газовая отрасли (28% совокупных кредитов), горнодобывающая отрасль, металлургия (29% совокупных кредитов), другие сектора составляли менее 10% совокупного кредитного портфеля по состоянию на конец 2016 г. Ипотечные кредиты резидентов (через Жилстройсбербанк) насчитывали 20% совокупных кредитов. На 20 крупнейших вкладчиков приходилось 100% совокупного скорректированного капитала по состоянию на 31 марта 2017 г., что выглядит благоприятно по сравнению с результатами казахстанских коммерческих банков и других банков в странах с аналогичным уровнем экономического риска.
Мы оцениваем консолидированные показатели фондирования Группы "Байтерек" на уровне "ниже среднего" по сектору, что отражает высокие риски рефинансирования, обусловленные концентрацией ресурсной базы и значительными выплатами по долговым обязательствам, и это несмотря на наш средний показатель стабильного финансирования 161% на протяжении последних пяти лет. Отсутствие статуса банковской организации не позволяет группе иметь доступ к рефинансированию от Национального банка Казахстана. Основными источниками финансирования в 2016 г. были: кредиты финансовых институтов (38% совокупного фондирования), еврооблигации (17%), розничные депозиты (15%), облигации в национальной валюте (19%) и кредиты от государства и фонда "Самркук-Казына" (7%). На Экспортно-импортный банк Китая (Export-Import Bank of China) приходилось 49% банковских кредитов на конец 2016 г. Мы отмечаем, что "Байтерек" получает государственное финансирование на выгодных условиях: по низкой процентной ставке и на длительные сроки.
Долговые выплаты приходятся на долгосрочный период. Самые высокие расходы по обслуживанию и погашению долга приходятся на 2019 г. (около 1,3 млрд долл.) и 2022 г. (около 1,6 млрд долл.), они покрываются денежными средствами в распоряжении группы.
Мы оцениваем показатели ликвидности группы как "адекватные". В конце 2016 г. денежные средства и денежные рыночные инструменты составляли 11% совокупных активов, вложения в банках - 16%, ценные бумаги, доступные для продажи, - 14%, формируя высокий уровень ликвидных активов на консолидированном уровне. Вместе с тем ограничения движения ликвидности в связи с существованием различных юридически независимых лиц ограничивают оценку показателей ликвидности группы.
Прогноз "Негативный" по рейтингам Холдинга "Байтерек" отражает прогноз по суверенным кредитным рейтингам Республики Казахстан. Мы можем пересмотреть прогноз или рейтинги холдинга в случае аналогичного рейтингового действия в отношении Республики Казахстан.
Мы можем понизить рейтинги холдинга в ближайшие 12 месяцев, если увидим признаки ослабления государственной поддержки группе или ОСГ в целом. Кроме того, рейтинги могут быть понижены в случае снижения значимости Холдинга "Байтерек" для государства по сравнению со значимостью группы в целом.

---

Рейтинги АО "Банк Развития Казахстана" понижены до "ВВ+/В" в связи с негативной тенденцией в отношении государственной поддержки; прогноз - "Негативный"
ЛОНДОН (S&P Global Ratings), 30 июня 2017 г.

S&P Global Ratings понизило долгосрочный и краткосрочный кредитные рейтинги эмитента АО "Банк Развития Казахстана" по обязательствам в иностранной и национальной валюте с "ВВВ-/А-3" до "ВВ+/В". В то же время мы понизили рейтинги Казахстана по национальной шкале с "kzAA" до "kzAA-". Прогноз изменения рейтингов - "Негативный".
Понижение рейтингов обусловлено главным образом нашим мнением о постепенном снижении готовности Правительства Республики Казахстан предоставлять сектору ОСГ ресурсы для своевременного обслуживания и погашения долга в случае необходимости, о чем свидетельствует сравнительно ограниченное участие государства в обеспечении своевременного погашения обязательств нескольких казахстанских ОСГ в последние 18 месяцев.
В то же время мы по-прежнему полагаем, что Группа компаний "Байтерек" остается одним из важнейших инструментов реализации государственной политики, а вероятность получения экстраординарной поддержки от государства остается "практически безусловной". БРК остается "ключевой" структурой группы, поэтому рейтинги банка на несколько ступеней выше оценки характеристик его собственной кредитоспособности (stand-alone credit profile – SACP). Мы оцениваем на уровне "b" собственную кредитоспособность БРК, то есть без учета потенциальной экстраординарной поддержки от государства.
Под экстраординарной поддержкой мы подразумеваем поддержку, обеспечивающую своевременное и полное обслуживание и погашение долга организации в стрессовом сценарии. При оценке текущей поддержки (учитываемой при определении уровня собственной кредитоспособности) мы принимаем во внимание перечисления из государственного бюджета, направленные на поддержание или расширение деятельности организации, например средства в рамках государственных программ, направляемые на разработку конкретных проектов или поддержку определенных секторов экономики.
За последние 18 месяцев отмечалось несколько случаев, когда экстраординарная государственная поддержка была слабее, чем мы ожидали, как в случае двух ОСГ, на 100% принадлежащих государству, - железнодорожного оператора АО "НК Казахстан Темир Жолы" (КТЖ) и энергетической компании АО "Самрук-Энерго", которые являются "ключевыми" дочерними компаниями холдинга "Самрук-Казына".
Мы отмечаем, что в случае КТЖ административные процедуры получения экстраординарной поддержки от государства были сложными и длительными. В прошлом году у КТЖ не хватало средств для погашения облигаций объемом 350 млн долл. за три недели до наступления срока выплат - 11 мая 2016 г. (см. статью "Рейтинги "ВВ" национального железнодорожного оператора Казахстана АО "НК "Казахстан Темир Жолы" и его дочерней компании АО "Казтемиртранс" помещены в список CreditWatch с негативным прогнозом", опубликованную 20 апреля 2016 г.). Впоследствии государство своевременно не вмешалось для предотвращения задержки выплат (более чем на пять рабочих дней) АО "Востокмашзавод", сравнительно небольшой дочерней компании КТЖ, по кредиту "Халык Банку" объемом 31,9 млн долл., частично обеспеченному поручительством материнской компании. Это событие едва не привело к перекрестному дефолту по облигациям КТЖ. Впоследствии мы понизили рейтинги КТЖ в октябре 2016 г. (см. статью "Рейтинги казахстанского железнодорожного оператора АО "НК "Казахстан Темир Жолы" понижены до "ВВ-" в связи c ухудшением оценки вероятности предоставления государственной поддержки; прогноз изменения рейтингов - "Негативный", опубликованную 19 октября 2016 г.).
Другой дочерней компании фонда "Самрук-Казына", АО "Самрук-Энерго", в декабре 2017 г. предстоит погасить еврооблигации объемом 500 млн долл. Насколько мы понимаем, в течение полугодия до наступления срока погашения доступные денежные средства и их эквиваленты, а также подтвержденные кредитные линии покрывали лишь около половины необходимого годового объема ликвидности на 2017 г. В связи с этим за последние шесть месяцев рейтинги АО "Самрук-Энерго" были понижены в общей сложности на две ступени; в настоящее время они находятся в списке CreditWatch с негативными ожиданиями (см. статью "Рейтинги казахстанской электроэнергетической группы АО "Самрук-Энерго" понижены до "B+" и "kzBBB-" в связи с повышением риска рефинансирования; рейтинги оставлены в списке CreditWatch Negative", опубликованную 12 апреля 2017 г.).
По нашему мнению, эти случаи свидетельствуют о снижении готовности государства предоставлять экстраординарную поддержку сектору ОСГ. Кроме того, мы отмечаем отсутствие прямых гарантий, выданных государством по обязательствам сектора ОСГ.
Мы по-прежнему полагаем, что существует "практически безусловная" вероятность предоставления экстраординарной государственной поддержки консолидированной Группе "Байтерек", но больше не приравниваем оценку кредитного профиля группы (group credit profile – GCP), которая отражает кредитные характеристики консолидированной операционной группы с учетом экстраординарной поддержки от государства, к уровню долгосрочных суверенных кредитных рейтингов Казахстана ("ВВВ-"). Мы понижаем оценку кредитного профиля группы на одну ступень – до "bb+", что отражает, с одной стороны, указанные негативные тенденции, а с другой – по-прежнему значительные риски для государства в том случае, если оно не будет оказывать поддержку компаниям, входящим в Группу "Байтерек", в стрессовой ситуации.
Мы считаем БРК "ключевой" структурой Группы "Байтерек": на его долю приходилось почти 60% консолидированных активов группы по состоянию на конец 2016 г. Правительство страны поставило перед БРК задачу содействовать развитию экономики Казахстана путем финансирования приоритетных секторов экономики, что соответствует общей стратегии Группы компаний "Байтерек". Кроме того, мы считаем продажу БРК маловероятной. Поскольку в настоящее время оценка кредитного профиля Группы "Байтерек" находится на уровне "bb+" и БРК является "ключевой" компанией группы, рейтинги банка на четыре ступени превышают оценку его характеристик собственной кредитоспособности (stand-alone credit profile - SACP), которую мы определяем на уровне "b".
В долгосрочных кредитных рейтингах БРК "ВВ+" учитываются негативные тенденции в отношении предоставления государственной поддержки в Казахстане, однако мы по-прежнему ожидаем, что позитивное влияние на показатели банка будет оказывать значительная поддержка со стороны государства. В частности, мнение о "практически безусловной" вероятности получения БРК экстраординарной государственной поддержки основывается на результатах нашей оценки:
"неразрывных" связей банка с Правительством Республики Казахстан, поскольку он на 100% принадлежит государству и контролируется им через АО "Национальный управляющий холдинг "Байтерек". БРК был образован в 2001 г. в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан и имеет особый статус национального института развития в соответствии с Законом Республики Казахстан "О Банке развития Казахстана". БРК не имеет лицензии на банковскую деятельность и не обязан выполнять пруденциальные требования, установленные для коммерческих банков. Ранее правительство увеличивало капитал БРК через Холдинг "Байтерек", в частности, акционерный капитал банка был увеличен на 40 млрд тенге в 2015 г. и на 20 млрд тенге в 2016 г.;
"критически важной" роли банка как основного финансового инструмента правительства для выполнения программы развития инфраструктуры производственных и перерабатывающих отраслей экономики. БРК предоставляет долгосрочные кредиты для финансирования масштабных и капиталоемких инвестиционных проектов, которые имеют стратегическую экономическую или социальную значимость для Правительства Республики Казахстан. Банк является ключевым финансовым институтом, обеспечивающим выполнение нескольких государственных программ, включая пятилетнюю Государственную программу по индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2015-2019 гг. и Государственную программу инфраструктурного развития "Нурлы Жол".
В марте 2017 г. Холдинг "Байтерек" принял новую стратегию развития до 2023 г. Насколько мы понимаем, БРК намерен также принять в III квартале 2017 г. новую стратегию, которая будет предусматривать привлечение негосударственных средств и увеличение финансирования несырьевых секторов экономики Казахстана. Насколько мы понимаем, правила, регулирующие финансовые показатели БРК, были изменены, и в настоящее время банк может иметь более высокий максимальный уровень долговой нагрузки - 7х (ранее – 6х).
Оценка SACP БРК осталась на уровне "b" и отражает базовый уровень рейтинга банка, действующего в Республике Казахстан ("bb-"), "адекватную" бизнес-позицию, "адекватные" показатели капитализации и прибыльности, "умеренную" позицию по риску, показатели фондирования на уровне "ниже среднего" по банковской системе и "адекватные" показатели ликвидности.
Наша оценка бизнес-позиции банка отражает, с одной стороны, социально-политическую роль банка как специализированного института развития, деятельность которого направлена на финансирование инфраструктуры и промышленных проектов в частном и государственном секторах, а с другой стороны - директивный характер кредитования, который оказывает негативное влияние на стабильность бизнеса БРК. Банк является крупнейшей дочерней структурой Группы "Байтерек": в конце 2016 г. на его долю приходилось 60% консолидированных активов холдинга. Вместе с тем по размеру активов (2,3 млрд тенге, или 7 млрд долл., по состоянию на 31 марта 2017 г.) он уступает двум крупнейшим коммерческим банкам Казахстана - АО "Казкоммерцбанк" и АО "Народный банк Казахстана" (Халык Банк), совокупный размер активов которых превышает 4,7 трлн тенге. Однако БРК сопоставим с третьим по величине банком, АО "Цеснабанк".
Наша оценка показателей капитализации и прибыльности БРК отражает наше мнение об "адекватных" показателях капитализации банка и планах умеренного роста кредитного портфеля. По нашим прогнозам, коэффициент достаточности капитала, скорректированного с учетом риска (risk-adjusted capital - RAC), может снизиться с 10,3% в конце 2016 г. примерно до 9,5-10,0% до конца 2018 г. В течение 2016 г. банк получил незапланированное вливание в капитал со стороны государства в размере 20 млрд тенге, что не предусматривалось нашим первоначальным прогнозом. БРК не подпадает под требования относительно минимального уровня регулятивного капитала, однако его показатель капитала 1-го уровня и показатель достаточности капитала составляли, соответственно, 16,3% и 19,7% по состоянию на 31 марта 2017 г., а уровень долговой нагрузки – 5,2х.
Поскольку БРК является государственным банком развития, его бизнес-стратегия ориентирована не на получение прибыли, а на решение задач социально-экономической политики правительства. Тем не менее банк стремится получать достаточный доход для покрытия всех операционных расходов и затрат по займам. В последние шесть лет БРК демонстрировал волатильные и низкие показатели прибыльности основной деятельности: показатель доходности активов (ROA) составлял 0,27% в 2016 и 2015 гг.
Наша оценка позиции по риску отражает главным образом более неблагоприятный опыт абсорбирования убытков, чем у казахстанских коммерческих банков (без учета банков, реструктурированных за время прошлого финансового кризиса), высокую долю кредитов в иностранной валюте и высокую концентрацию на отдельных отраслях. Кредитный портфель банка характеризуется концентрацией на перерабатывающей, нефтегазовой и нефтехимической отраслях. На 20 крупнейших кредитов приходилось 2,6х совокупного скорректированного капитала по состоянию на 31 марта 2017 г. по сравнению с 3,4х годом ранее, что соответствует показателям крупных казахстанских банков, однако является высоким показателем в международном контексте.
Показатели потерь по кредитам БРК хуже, чем у казахстанских нереструктурированных банков, что обусловлено выполнением задач директивного государственного кредитования, в рамках которого кредиты по большей части предоставляются заемщикам с более низким кредитным качеством. Доля проблемных кредитов увеличилась до пикового уровня 41% совокупного кредитного портфеля в конце 2012 г. Вместе с тем в 2013-2015 гг. БРК передал проблемные активы другой дочерней структуре Группы "Байтерек" - АО "Инвестиционный фонд Казахстана", поэтому в 2016 г. доля новых проблемных кредитов БРК была существенно ниже (около 1%) и включала главным образом кредиты в рамках небольших лизинговых проектов, а также кредиты АО "Казинвестбанк" - небольшому казахстанскому банку, который допустил дефолт в конце декабря 2016 г. С другой стороны, БРК имеет довольно значительную долю реструктурированных кредитов, которые составляли около 19,5% совокупного кредитного портфеля на 31 марта 2017 г. и включают главным образом кредиты в иностранной валюте, которые были конвертированы в кредиты в тенге. Мы ожидаем увеличения доли проблемных кредитов в ближайшие два года, после повышения зрелости кредитного портфеля БРК и окончания льготного периода по некоторым кредитам. Срок погашения кредитов в портфеле БРК является довольно длительным: 76% кредитов по-прежнему имеют срок погашения более пяти лет.
Мы полагаем, что показатели фондирования банка находятся на уровне "ниже среднего" по банковской системе, что отражает высокий риск рефинансирования в связи с концентрацией ресурсной базы. При этом показатель стабильного финансирования устойчиво сохраняется на уровне выше 100% в последние пять лет, хотя и снижается. БРК планирует с 2017 г. увеличить долю негосударственного финансирования при помощи замещения государственных средств с наступающими сроками погашения средствами, привлеченными на рынке.
Около 90% кредитов, полученных от финансовых институтов, были предоставлены Экспортно-импортным банком Китая (Export-Import Bank of China) и Банком развития Китая (China Development Bank), которым БРК досрочно выплатил 200 млн долл. в январе 2017 г. Структура долговых ценных бумаг банка включает еврооблигации (67% совокупных обязательств на конец 2016 г.),облигации в тенге (31%) и исламские облигации (2%). В 2016 г. БРК выпустил облигации в национальной валюте объемом 212,5 млрд тенге.
Мы считаем показатели ликвидности БРК "адекватными", учитывая достаточный объем ликвидных активов и умеренный объем выплат по долгу, привлеченному на рынках капитала. Денежные средства, их эквиваленты и средства, размещенные в банках, составляли 12% совокупных активов на 31 марта 2017 г. На вложения в ценные бумаги, доступные для продажи, приходилось еще 12%.
Прогноз "Негативный" по рейтингам БРК отражает прогноз по суверенным кредитным рейтингам Республики Казахстан. Мы можем пересмотреть прогноз, повысить или понизить рейтинги БРК в случае аналогичного действия в отношении суверенных кредитных рейтингов Казахстана.
Мы можем понизить рейтинги БРК, если будем отмечать признаки ослабления государственной поддержки группы или других ОСГ в ближайшие 12 месяцев. Рейтинги также могут быть понижены, если мы придем к выводу о снижении важности роли БРК для государства по сравнению с ролью группы в целом.

---

Рейтинги АО "Фонд развития предпринимательства "ДАМУ" понижены до "ВВ+/В" в связи с негативной тенденцией в отношении государственной поддержки; прогноз - "Негативный" 30 июня 2017 г. S&P Global Ratings понизило долгосрочный и краткосрочный рейтинги по обязательствам в иностранной и национальной валюте казахстанского АО "Фонд развития предпринимательства "ДАМУ" (ДАМУ) с "ВВВ-/А-3" до "ВВ+/В". В то же время мы понизили рейтинг ДАМУ по национальной шкале с "kzAA" до "kzAA-". Прогноз по рейтингам - "Негативный".

Понижение рейтингов ДАМУ обусловлено главным образом нашим мнением о постепенном снижении готовности Правительства Республики Казахстан предоставлять сектору ОСГ ресурсы для своевременного обслуживания и погашения долга в случае необходимости, о чем свидетельствует сравнительно ограниченное участие государства в обеспечении своевременного погашения обязательств нескольких казахстанских ОСГ в последние 18 месяцев.
В то же время мы по-прежнему полагаем, что Группа "Байтерек" остается одним из важнейших инструментов реализации государственной политики, а вероятность получения экстраординарной поддержки от государства по-прежнему оценивается как "практически безусловная". ДАМУ остается "ключевой" структурой в Группе "Байтерек". Поэтому рейтинги фонда на несколько ступеней выше оценки характеристик его собственной кредитоспособности. Мы оцениваем на уровне "b" собственную кредитоспособность фонда, то есть без учета потенциальной экстраординарной поддержки от государства.
Под экстраординарной поддержкой мы подразумеваем поддержку, обеспечивающую своевременное и полное обслуживание и погашение долга организации в стрессовом сценарии. При оценке текущей поддержки (учитываемой при определении уровня собственной кредитоспособности) мы принимаем во внимание перечисления из государственного бюджета, направленные на поддержание или расширение деятельности организации, например средства в рамках государственных программ, направляемые на разработку конкретных проектов или поддержку определенных секторов экономики.
За последние 18 месяцев отмечалось несколько случаев, когда экстраординарная государственная поддержка была слабее, чем мы ожидали, как в случае двух ОСГ, на 100% принадлежащих государству, - железнодорожного оператора АО "НК Казахстан Темир Жолы" (КТЖ) и энергетической компании АО "Самрук-Энерго", которые являются "ключевыми" дочерними компаниями холдинга "Самрук-Казына".
Мы отмечаем, что в случае КТЖ административные процедуры получения экстраординарной поддержки от государства были сложными и длительными. В прошлом году при погашении облигаций объемом 350 млн долл. у КТЖ отсутствовало финансирование за три недели до наступления срока выплат - 11 мая 2016 г. (см. статью "Рейтинги "ВВ" национального железнодорожного оператора Казахстана "НК "Казахстан Темир Жолы" и его дочерней компании АО "Казтемиртранс" помещены в список CreditWatch Negative", опубликованную 20 апреля 2016 г.). Впоследствии государство своевременно не вмешалось для предотвращения задержки выплат (более чем на пять рабочих дней) АО "Востокмашзавод", сравнительно небольшой дочерней компании КТЖ, по кредиту "Халык Банку" объемом 31,9 млн долл., частично обеспеченному поручительством материнской компании. Это событие едва не привело к перекрестному дефолту по облигациям КТЖ. Впоследствии мы понизили рейтинги КТЖ - в октябре 2016 г. (см. статью "Рейтинги казахстанского железнодорожного оператора АО "НК "Казахстан Темир Жолы" понижены до "ВВ-" в связи с ухудшением оценки вероятности предоставления государственной поддержки; прогноз изменения рейтингов - "Негативный"", опубликованную 19 октября 2016 г.).
Другой дочерней компании фонда "Самрук-Казына", АО "Самрук-Энерго", в декабре 2017 г. предстоит погасить еврооблигации объемом 500 млн долл. Насколько мы понимаем, в течение полугодия до наступления срока погашения доступные денежные средства и их эквиваленты, а также подтвержденные кредитные линии покрывали лишь около половины необходимого годового объема ликвидности на 2017 г. В связи с этим за последние шесть месяцев рейтинги АО "Самрук-Энерго" были понижены в общей сложности на две ступени; в настоящее время они находятся в списке CreditWatch с негативными ожиданиями (см. статью "Рейтинги казахстанской электроэнергетической группы АО "Самрук-Энерго" понижены до "B+" и "kzBBB-" в связи с повышением риска рефинансирования; рейтинги оставлены в списке CreditWatch Negative", опубликованную 12 апреля 2017 г.).
По нашему мнению, эти случаи свидетельствуют о снижении готовности государства предоставлять экстраординарную поддержку сектору ОСГ. В связи с этим мы также отмечаем отсутствие прямых гарантий, выданных государством по обязательствам сектора ОСГ, хотя ДАМУ имеет гарантии правительства по кредитам от Азиатского банка развития, на долю которого в конце 2016 г. приходилось почти 50% заимствований фонда.
Мы по-прежнему полагаем, что существует "практически безусловная" вероятность предоставления экстраординарной государственной поддержки консолидированной Группе "Байтерек", но больше не приравниваем оценку кредитного профиля группы (group credit profile – GCP), которая отражает характеристики консолидированной операционной группы с учетом экстраординарной поддержки от государства, к уровню долгосрочных суверенных кредитных рейтингов Казахстана ("ВВВ-"). Мы понижаем оценку кредитного профиля группы на одну ступень – до "bb+", что отражает, с одной стороны, указанные негативные тенденции, а с другой – по-прежнему значительные риски для государства в том случае, если оно не будет оказывать поддержку компаниям, входящим в Группу "Байтерек" в стрессовой ситуации.
По нашему мнению, ДАМУ является "ключевой" структурой в Группе Байтерек. Активы ДАМУ составляли около 10% консолидированных активов группы в конце 2016 г. Мандат ДАМУ, который заключается в поддержке развития предпринимательства и сектора предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ) в Казахстане, тесно связан с общей стратегией Группы "Байтерек". Мы также считаем маловероятным приватизацию ДАМУ. Поскольку в настоящее время оценка кредитного профиля Группы "Байтерек" находится на уровне "bb+" и в связи со статусом ДАМУ как "ключевой" структуры группы, рейтинги ДАМУ на четыре ступени выше его оценки SACP ("b").
По нашему мнению, существует "чрезвычайно высокая" вероятность того, что в случае необходимости правительство предоставит ДАМУ своевременную экстраординарную поддержку. Наше мнение основывается на результатах оценки:
"неразрывных" связей ДАМУ с Правительством Республики Казахстан, о чем свидетельствует тот факт, что фонд на 100% принадлежит государству через АО "Национальный управляющий холдинг "Байтерек". Фонд ДАМУ был образован в 1997 г. Указом Президента Республики Казахстан. Статус ДАМУ определен в Законе Республики Казахстан "О частном предпринимательстве", в котором указано, что фонд является организацией, способствующей развитию предпринимательства от лица государства. Мы не ожидаем приватизации ДАМУ в обозримом будущем;
"очень важной" роли фонда для Правительства Республики Казахстан в реализации государственной программы развития сектора предприятий МСБ в Казахстане. Правительство определило развитие сектора в качестве приоритетного направления развития и диверсификации экономики Казахстана. ДАМУ является основным инструментом реализации нескольких государственных программ, в том числе программы "Дорожная карта бизнеса 2020", направленной на поддержку предприятий МСБ, Государственной программы инфраструктурного развития "Нурлы Жол", а также двух новых программ, принятых в начале 2017 г. и ориентированных на развитие занятости и предпринимательства и обеспечение жильем.
ДАМУ использует ряд инструментов для поддержки казахстанского сектора предприятий МСБ. К ним относятся предоставление гарантий и субсидирование процентных выплат по банковским кредитам, а также финансирование предпринимателей по льготным процентным ставкам через коммерческие банки. Ранее ДАМУ выдавал кредиты напрямую предприятиям сектора, однако в настоящее время он этого не делает, а предоставляет финансирование через коммерческие банки, размещая долгосрочные депозиты. Кроме того, фонд реализует ряд обучающих программ, направленных на развитие навыков ведения бизнеса и стимулирование предпринимательства, хотя, насколько мы понимаем, планируется постепенно перевести подобные программы в другие организации.
Мы ожидаем, что ДАМУ будет и в дальнейшем поддерживать сектор МСБ и выполнять различные государственные программы. Однако, насколько мы понимаем, финансирование будет поступать главным образом из негосударственных источников, в том числе от международных финансовых организаций (включая Азиатский банк развития и Европейский инвестиционный банк) и при помощи потенциальных выпусков облигаций в тенге, начиная с 2019 г. Кроме того, ДАМУ начал выполнение некоторых программ с использованием собственных ресурсов, в частности программы предоставления гарантий "ДАМУ-Оптима". Фонд не получает компенсацию от государства за выдачу этих гарантий.
Мы отмечаем, что капитал ДАМУ не увеличивался с 2012 г., когда собственником фонда было АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына". В настоящее время на 2017-2019 гг. вливания капитала не запланированы, но капитал может быть увеличен в 2020-2021 гг.
Мы подтвердили оценку SACP ДАМУ на уровне "b", что отражает базовый уровень рейтинга ("bb-") финансовой организации, действующей в Казахстане, а также "умеренную" бизнес-позицию, "сильные" показатели капитализации и прибыльности, "умеренную" позицию по риску, показатели фондирования на уровне "ниже среднего" и "адекватные" показатели ликвидности.
Наша оценка бизнес-позиции ДАМУ отражает средние размеры фонда, сложившуюся модель бизнеса и концентрацию деятельности на финансировании казахстанского сектора МСБ, подверженного более высоким рискам. По объему активов (347 млрд тенге, или 1,0 млрд долл.) и размеру филиальной сети (16 отделений) ДАМУ сопоставим с казахстанскими коммерческими банками средней величины. С момента образования в 1997 г. ДАМУ является важным государственным институтом поддержки развития предприятий МСБ и организаций микрофинансирования.
Наша оценка показателей капитализации и прибыльности ДАМУ отражает консервативную политику фонда в отношении капитализации и хорошую способность абсорбировать возможные убытки. По нашим прогнозам, коэффициент достаточности капитала, скорректированного с учетом риска (risk-adjusted capital - RAC), ДАМУ снизится до уровня около 14,5-15,0% в конце 2018 г. Годом ранее мы прогнозировали сохранение негативной динамики RAC, однако вопреки нашим ожиданиям этот показатель повысился с 17,5% в конце 2015 г. до 18,4% в конце 2016 г. вследствие значительно более низких темпов роста активов, чем планировалось. ДАМУ не обязан выполнять минимальные требования к достаточности капитала. Отношение "долг / капитал" составляло около 2,5х в конце 2016 г. ДАМУ демонстрирует невысокие показатели прибыли в связи с его функциями инструмента государственной политики. Мы ожидаем, что чистая прибыль в 2017-2018 г. обусловит коэффициент рентабельности активов (ROA) на уровне примерно 0,7-1,2% и показатель доходности капитала (ROE) - около 2,5-5,5%, что ниже средних показателей фонда за последние пять лет.
Наша оценка позиции ДАМУ по риску отражает, с одной стороны, его подверженность рискам концентрации, связанным с казахстанскими коммерческими банками, значительную долю проблемных кредитов АО "КазИнвестБанк" (КИБ) и АО "Delta Bank", растущую подверженность рискам, связанным с предприятиями МСБ в связи с предоставлением гарантий, а с другой - эффективную практику риск-менеджмента.
ДАМУ выдает кредиты примерно 20 крупным и средним коммерческим банкам в Казахстане, а также лизинговым компаниям. Поэтому основным фактором кредитного риска для него является кредитоспособность банковского сектора Казахстана, поскольку именно банки напрямую подвержены рискам, связанным с заемщиками сектора МСБ. Доля проблемных кредитов банкам (просроченных более чем на 90 дней) составляла 14,6% по состоянию на 31 марта 2017 г. и включала главным образом кредиты АО "КазИнвестБанк" и АО "Delta Bank". ДАМУ сформировал резервы объемом 14,2 млрд тенге по кредитам АО "КазИнвестБанк" и АО "Delta Bank" по состоянию на 31 марта 2017 г., в результате чего коэффициент покрытия проблемных кредитов резервами составлял около 46%. С 2007 г. ДАМУ не осуществляет прямого кредитования предприятий МСБ. Объем оставшихся прямых кредитов (брутто) предприятиям МСБ составлял всего 2,5 млрд тенге (7,5 млн долл.), почти все они классифицируются как проблемные кредиты и полностью покрыты резервами. ДАМУ подвержен рискам, связанным с предприятиями МСБ, в связи с увеличением объема предоставляемых гарантий. В конце 2016 г. объем гарантий предприятиям МСБ увеличился до 23 млрд тенге по сравнению с 10 млрд тенге в конце 2014 г. По нашему мнению, андеррайтинг гарантий в целом является адекватным, поскольку предусматривает анализ каждого предприятия МСБ, которому выдается гарантия.
Мы полагаем, что показатели фондирования ДАМУ находятся на уровне "ниже среднего" по банковской системе, что отражает концентрацию финансирования. В конце 2016 г. государственное финансирование составляло 50% ресурсной базы банка, остальные средства были предоставлены Азиатским банком развития под гарантии Правительства Республики Казахстан. Задачей ДАМУ, как и других дочерних структур Группы "Байтерек", является сокращение доли государственного финансирования в ближайшие годы и увеличение доли рыночного финансирования. В частности, фонд рассматривает возможность выпускать облигации начиная с 2019 г.
Наша оценка показателей ликвидности фонда как "адекватных" обусловлена длительным сроком погашения обязательств. Широкие ликвидные активы (денежные средства и их эквиваленты, денежные средства в банках, ликвидные ценные бумаги) составляли 32% совокупных активов ДАМУ на конец 2016 г. и превышали объем краткосрочного фондирования почти в 5,6 раза.
Прогноз "Негативный" по рейтингам ДАМУ отражает прогноз по суверенным кредитным рейтингам Республики Казахстан. Мы можем пересмотреть прогноз, повысить или понизить рейтинги ДАМУ в случае аналогичных рейтинговых действий в отношении суверенных рейтингов Казахстана.
Рейтинги ДАМУ могут быть понижены, если мы будем отмечать признаки ослабления государственной поддержки группы или других организаций, связанных с государством, в ближайшие 12 месяцев. Кроме того, мы можем понизить рейтинги, если придем к выводу о снижении значимости роли ДАМУ для государства по сравнению с ролью группы в целом.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Проведение дноуглубительных работ на Урало-Каспийском канале позволит перевозке 100-120 тысяч тонн грузов в год 31.07.2017
Новые инвестиционные проекты в фармацевтическом секторе 31.07.2017
Moody's: Казахстан приспособился к низким ценам на нефть 28.07.2017
Рост объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом в первом полугодии 2017 года составил 13% 28.07.2017
В Акмолинской области начато строительство крупнейшей в Центральной Азии солнечной электростанции 28.07.2017
Дочерние компании "Самрук-Қазына" заключили свыше 1800 долгосрочных договоров с казахстанскими производителями 28.07.2017
Запущен первый этап завода по утилизации автомобилей 27.07.2017
Back to USSR? Вопрос создания единой валюты ЕАЭС вновь обострился 27.07.2017
Стартовала продажа билетов на "EXPO 2017 Football Cup" 26.07.2017
В АО "НК "ҚТЖ" ведутся летние путевые работы 26.07.2017

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz