Fitch Ratings-Москва/Лондон-25 мая 2018 г.
Fitch Ratings присвоило Аграрной кредитной корпорации ("АКК"), Казахстан, долгосрочные рейтинги дефолта эмитента ("РДЭ") в иностранной и национальной валюте на уровне "ВB+" и национальный долгосрочный рейтинг "АА(kaz)". Прогноз по рейтингам – "Стабильный". Кроме того, Fitch присвоило АКК краткосрочный РДЭ в иностранной валюте на уровне "B" и рейтинги приоритетного необеспеченного долга "ВВ+". В соответствии с методологией рейтингования компаний, связанных с государством, Fitch рассматривает АКК как компанию, кредитно-связанную с Республикой Казахстан ("ВВВ"/прогноз "Стабильный"/"F2"). Такое мнение подкрепляется регулярной господдержкой (главным образом в форме взносов капитала), непрямой госсобственностью и контролем через АО "Национальный управляющий холдинг КазАгро" ("BBB-"/прогноз "Позитивный"). Основываясь на оценке степени связи и стимулов для предоставления поддержки государством, агентство применяет подход "сверху-вниз", что независимо от самостоятельной кредитоспособности АКК обусловливает разницу в два уровня между рейтингами компании и суверенными рейтингами.
КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ
Статус, собственность и контроль: оценка фактора "сильный уровень" АКК является агентом государства, уполномоченным осуществлять государственную политику в сельскохозяйственном секторе. AKK находится в непрямой 100-процентной собственности Республики Казахстан через КазАгро и является одной из семи дочерних организаций КазАгро. АКК была учреждена в 2001 г. Постановлением Правительства Республики Казахстан и осуществляет свою деятельность согласно общему коммерческому праву. Основная задача АКК состоит в предоставлении доступного кредитования сельскохозяйственным компаниям с целью развития и диверсификации сельскохозяйственного сектора страны. Государство осуществляет строгий контроль за деятельностью АКК через КазАгро, который определяет долговую и дивидендную политику, а также назначает совет директоров компании. КазАгро утверждает решения менеджмента и годовую финансовую отчетность АКК. Совет директоров включает пять членов, двое из которых являются представителями КазАгро, в целях обеспечения соответствия деятельности АКК утвержденной государственной программе развития сельскохозяйственного сектора. Кроме того, АКК координирует свою деятельность с Министерством сельского хозяйства Казахстана и Национальным банком Республики Казахстан. Fitch не ожидает какого-либо размывания структуры собственности в среднесрочной перспективе.
История предоставления и ожидания поддержки: оценка фактора "очень сильный уровень" Ввиду своего участия в осуществлении ряда государственных программ АКК регулярно получает финансовую поддержку от государства в различных формах, включая взносы в капитал и субсидируемое долговое финансирование через КазАгро или напрямую от государства. В 2005-2017 гг. АКК получила взносы капитала в размере 157,6 млрд. тенге, что эквивалентно 64% от суммарных активов компании в 2017 г., предназначенные для осуществления конкретных программ кредитования, и менеджмент ожидает, что взносы в капитал сохранятся в среднесрочной перспективе. Fitch ожидает, что финансирование от государства будет по-прежнему в значительной мере преобладать в структуре долга АКК в среднесрочной перспективе, несмотря на планы компании по более активному привлечению заимствований на рынках капитала. На конец 2017 г. около 90% долгового финансирования было получено из государственных источников и включало облигации, приобретенные КазАгро, кредиты от КазАгро и местных органов власти. В рамках Программы развития агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2017-2021 гг. АКК выступает одним из операторов бюджетной программы по финансированию недостатка ликвидности у сельскохозяйственных компаний, предоставляя средства для проведения весенне-полевых и уборочных работ, для чего АКК ежегодно получает краткосрочный кредит в размере 60 млрд. тенге напрямую из государственного бюджета под ставку в 0,01% годовых.
Социально-политические последствия в случае дефолта: оценка фактора "сильный уровень" Основной задачей компании является предоставление доступного финансирования – напрямую или опосредованно – сельскохозяйственным компаниям. АКК имеет широкий ассортимент кредитных продуктов для обслуживания различных категорий сельскохозяйственных производителей. Основными клиентами АКК являются сельскохозяйственные компании небольшого и среднего размера, нередко в отдаленных районах и со слабым залоговым обеспечением, которое не рассматривается как приемлемое коммерческими банками. АКК ведет деятельность во всех регионах Казахстана через сеть филиалов и предоставляет кредиты под более низкие процентные ставки и на более длинные сроки в сравнении с коммерческими банками, при этом проявляет более высокую гибкость в отношении залогового обеспечения. АКК зависит от регулярного доступа к фондированию, что означает, что дефолт оказал бы на нее серьезное влияние. АКК, вероятно, прекратит деятельность по предоставлению финансирования сельскохозяйственным компаниям в случае дефолта, что поставило бы под угрозу предоставление доступного кредитования сельскохозяйственным компаниям, в частности небольшим бизнесам в отдаленных сельских районах, и способно привести к определенной социальной напряженности, поскольку существенная доля населения страны занята в сельском хозяйстве. Коммерческие банки с неохотой предоставляют фондирование сельскохозяйственному сектору напрямую ввиду отраслевых рисков и слабого качества залогового обеспечения, и поэтому вряд ли смогут быть заменой АКК. Несколько потенциальных заместителей деятельности АКК есть среди других дочерних структур КазАгро. В то же время эти компании имеют другую направленность, и перестроить их деятельность в короткие сроки будет невозможным, что поставило бы под угрозу предоставление доступного кредитования сельскохозяйственным компаниям страны.
Финансовые последствия в случае дефолта: оценка фактора "умеренный уровень" Fitch рассматривает дефолт АКК по своим долговым обязательствам как потенциально негативный для репутации Казахстана, но не носящий непоправимого характера. Весь долг компании привлечен в национальной валюте, главным образом от материнской структуры и государства. По состоянию на 1 апреля 2018 г. доля рыночного долга составляла лишь 6% от суммарного долга АКК и была представлена рыночными облигациями на сумму 10 млрд. тенге, выпущенными в декабре 2017 г. Это существенно ограничивает риск дефолта по рыночному долгу. По мнению Fitch, доля рыночного долга будет оставаться невысокой в среднесрочной перспективе, поэтому изменения оценки не ожидается. Тем не менее, в случае изменения политики АКК в области фондирования, которое приведет к более значительной доле валютных/рыночных долговых инструментов, Fitch может переоценить финансовые последствия в случае дефолта. Данная оценка в соответствии с методологией рейтингования компаний, связанных с государством, ведет к финальному скорингу в 30 баллов, что обуславливает рейтинг на две ступени ниже суверенных РДЭ, вне зависимости от оценки кредитоспособности компании на самостоятельной основе.
Операционные показатели В течение последних пяти лет АКК является прибыльной компанией. В 2017 г. чистая прибыль АКК составила почти 7 млрд. тенге, что в 2,4 раза выше, чем 2,9 млрд. тенге в 2016 г., ввиду расширения объемов кредитования, что привело к увеличению процентного дохода, основного источника доходов компании. Процентные расходы остаются умеренными, поскольку АКК широко использует финансирование от государства, предоставляемое по льготным ставкам. АКК планирует сохранить прибыльность в среднесрочной перспективе на уровне исторических показателей.
Структура фондирования АКК имеет сильную капитализацию: по оценкам Fitch, отношение капитала к активам составляло 61,7% на конец 2017 г. Это обеспечивает запас прочности для абсорбирования возможных убытков. Фондирование компании было полностью государственным в 2016 г., а на конец 2017 г. лишь 12% долга было привлечено на рынке. Менеджмент намерен более активно взаимодействовать с финансовыми организациями, включая международные, в среднесрочной перспективе. В то же время, согласно базовому мнению Fitch, это не приведет к существенному снижению фондирования, предоставляемого государством, которое обусловило бы изменение структуры фондирования в сторону рыночного долга.
ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ Повышение рейтингов возможно в случае повышения суверенных рейтингов, при условии что связи АКК с государством останутся неизменными, или в результате более тесной интеграции с государством и последующей переоценки рыночных факторов. Изменения связи АКК с государством, которые обусловили бы более слабую интеграцию и, как следствие, меньшую готовность предоставлять поддержку со стороны суверенного эмитента, могут привести к более значительному нотчингу, что обусловило бы понижение рейтингов. Негативное рейтинговое действие по Республике Казахстан также будет отражено в рейтингах АКК. |