МОСКВА (S&P Global Ratings), 7 сентября 2021 г.
S&P Global Ratings повысило долгосрочные и краткосрочные кредитные рейтинги ДАМУ по обязательствам в иностранной и национальной валюте с "BB+/B" до "BBB-/A-3". Прогноз изменения долгосрочных кредитных рейтингов - "Стабильный". В то же время мы повысили рейтинг фонда по национальной шкале до "kzAAA". Мы отмечаем улучшения, произошедшие в последние четыре года в процессе мониторинга правительством предстоящих выплат по долговым обязательствам ОСГ, включая создание специальной комиссии для мониторинга уровня внешнего долга таких организаций. Высокопоставленные правительственные чиновники также выразили готовность оказывать поддержку сектору ОСГ и перечислили ряд механизмов, с помощью которых подобная поддержка будет осуществляться: - бюджетные кредиты и другие источники государственного финансирования; - вливания капитала; - кредиты, предоставляемые государственными банками на льготных условиях; - субсидируемая процентная ставка. В связи с повышенным вниманием к обслуживанию долга ОСГ и отчасти из-за репутационных рисков для самого правительства в случае дефолта этих организаций, мы полагаем, что в настоящее время у правительства есть процедуры для выявления признаков стрессовой финансовой ситуации на уровне ОСГ. На наш взгляд, некоторые процессы, связанные с получением ОСГ экстраординарной поддержки, остаются довольно бюрократическими, обязывая организации запрашивать поддержку сильно заранее (за несколько месяцев). Однако, насколько мы понимаем, в случае возникновения экстраординарной ситуации поддержка может быть оказана своевременно - по указу президента. В 2017 г. участие органов власти в обеспечении своевременных выплат по обязательствам нескольких ОСГ было сравнительно ограниченным (см. статью "Рейтинги АО "Фонд развития предпринимательства "ДАМУ" понижены до "ВВ+/В" в связи с негативной тенденцией в отношении государственной поддержки; прогноз - "Негативный", опубликованную 30 июня 2017 г.). На фоне усиления надзора правительства за ОСГ недавно мы отмечали несколько случаев предоставления ОСГ своевременной и достаточной экстраординарной поддержки; так, правительство помогло рефинансировать еврооблигации АО "Национальный управляющий холдинг "КазАгро"" и АО "НК "Казахстан темир жолы"", использовав государственные источники и субсидируемую процентную ставку. Мы отмечаем "практически безусловную" вероятность того, что Группа "Байтерек" получит своевременную и достаточную экстраординарную поддержку со стороны государства в случае необходимости, вследствие чего приравниваем нашу оценку GCP группы к суверенному рейтингу Казахстана по обязательствам в национальной валюте. Наши допущения основаны на следующих факторах: - "неразрывные" связи группы с Правительством Республики Казахстан. Группа компаний "Байтерек" и ее материнская компания АО "Национальный управляющий холдинг „Байтерек"" были созданы в 2013 г. указом президента. Государству принадлежит 100%-ная доля в холдинге "Байтерек", который, в свою очередь, владеет дочерними предприятиями. Являясь одним из двух национальных управляющих холдингов в стране, холдинг "Байтерек" имеет особый статус национального института развития. В совет директоров холдинга входит ряд высокопоставленных чиновников, в том числе премьер-министр, министр индустрии и инфраструктурного развития, министр финансов и министр национальной экономики. Правительство тщательно контролирует деятельность группы. - "критически важная" роль холдинга как инструмента правительства в рамках реализации ряда стратегических государственных программ. Дочерние предприятия холдинга "Байтерек" участвуют в реализации нескольких ключевых государственных программ, в том числе программы поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса - 2025", программы жилищно-коммунального развития "Нурлы жер" и программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства "Енбек" на 2017-2021 гг. "Байтерек" также является финансовым оператором государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2020–2025 гг. Несмотря на сравнительно небольшой размер ДАМУ (7% совокупных активов холдинга "Байтерек", включая условные обязательства), мы по-прежнему считаем его "ключевой" дочерней структурой группы, отмечая его очень важную роль для государства в сфере поддержки предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ); в частности, в Казахстане действует ряд программ, реализуемых исключительно ДАМУ. Полномочия ДАМУ тесно связаны с полномочиями холдинга "Байтерек". В настоящее время планы по выводу ДАМУ из Группы "Байтерек" не рассматриваются, и мы отмечаем длительную практику предоставления фонду поддержки со стороны холдинга. Так, в 2020 г. фонд получил очередное вливание капитала объемом 30 млрд тенге. ДАМУ был образован в 1997 г. Указом Президента Республики Казахстан; его специальный статус определен в ст. 95 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан. ДАМУ участвует в реализации нескольких государственных программ, в том числе программы "Дорожная карта бизнеса - 2025", направленной на поддержку сектора МСБ, а также государственной программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства "Енбек" на 2017-2021 гг. В рамках этих стратегических направлений ДАМУ предоставляет финансирование предприятиям МСБ через коммерческие банки, субсидирует процентные ставки и предоставляет гарантии. По объему активов (388,7 млрд тенге, или 900 млн долл. США, по состоянию на 30 июня 2021 г.) ДАМУ сопоставим с казахстанскими коммерческими банками средней величины. ДАМУ является значимым государственным институтом с момента своего создания вследствие своей миссии по поддержке развития сектора МСБ и микрофинансовых организаций. Показатели прибыльности ДАМУ волатильны и относительно невысоки, в основном из-за того, что фонд не ориентирован на максимизацию прибыли. Средний коэффициент рентабельности собственного капитала (return on equity - ROE) ДАМУ в последние пять лет выражался положительной величиной и составлял около 1,1% (при этом 2018 г. был для фонда убыточным). Кредитный риск ДАМУ обусловлен предоставлением кредитов МСБ через казахстанские коммерческие банки и выдачей гарантий. Объем совокупных гарантий, выданных сектору МСБ, увеличился с 66,7 млрд тенге по данным на 31 декабря 2019 г. до 152 млрд тенге по состоянию на 31 декабря 2020 г. и 228 млрд тенге по состоянию на 30 июня 2021 г. Быстрый рост этого портфеля произошел за счет реализации в сентябре 2020 г. портфельного гарантирования микро- и малого предпринимательства в рамках первого направления государственной программы "Дорожная карта бизнеса - 2025". Объем гарантий с характеристиками, соответствующими Стадии 3, в настоящее время невысок - 4,4% совокупных гарантий по состоянию на 30 июня 2021 г. Почти все финансирование ДАМУ поступает от государства, региональных и местных органов власти, материнской компании и государственного фонда "Самрук-Казына". Основная часть финансирования носит долгосрочный характер. В отличие от коммерческих банков ДАМУ не имеет доступа к фондированию центрального банка и лицензии на осуществление депозитарной деятельности. Прогноз "Стабильный" отражает аналогичный прогноз по суверенным кредитным рейтингам Республики Казахстан. Негативное рейтинговое действие в отношении суверенного правительства приведет к аналогичному действию в отношении ДАМУ. Любое негативное рейтинговое действие, которое мы предпримем в отношении Республики Казахстан, может отразиться на рейтингах ДАМУ. Мы также можем понизить рейтинги фонда, если будем отмечать признаки сокращения государственной поддержки, предоставляемой Группе "Байтерек", в ближайшие 12-24 месяца. Кроме того, мы можем понизить рейтинги ДАМУ в случае дальнейшего снижения его доли в совокупных активах группы "Байтерек". Позитивное рейтинговое действие в отношении ДАМУ будет зависеть от аналогичного действия в отношении суверенного правительства при прочих равных условиях. |