NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (апрель 2020)
Кто человек №2 в Казахстане (март 2020)








Поиск  
Вторник 26.05.2020 09:14 ast
06:14 msk

Экспертами дана оценка эффективности реализации 1-го этапа Государственной программы "Саламатты Казахстан"
Г.Илеуова: Результаты исследования показали, что почти каждый второй (47,7%) из участников опроса считает, что программа "Саламатты Казахстан" была хорошо задумана, но плохо исполняется на местах
19.02.2014 / экология и здоровье

18 февраля

Экспертами дана оценка эффективности реализации 1-го этапа Государственной программы "Саламатты Қазақстан" и расходов государственного бюджета на профилактику и лечение онкологических заболеваний. Мониторинговые проекты были поддержаны Фондом Сорос-Казахстан (ФСК) в 2013 году в рамках программы "Прозрачность государственных финансов" и реализованы Общественным фондом "Центр социальных и политических исследований "Стратегия" (г. Алматы) и Общественным фондом "Десента" (г. Павлодар).
Проект по мониторингу Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан "Саламатты Қазақстан" на 2011-2015 гг. нацелен на улучшение здоровья граждан Казахстана для обеспечения устойчивого социально-демографического развития страны.
"Результаты исследования показали, что почти каждый второй (47,7%) из участников опроса считает, что программа "Саламатты Қазақстан" была хорошо задумана, но плохо исполняется на местах, – говорит Гульмира Илеуова, президент ОФ "ЦСПИ "Стратегия". "По версии населения в пятерку основных "барьеров", которые мешают успешному исполнению Программы входят: коррупция в сфере здравоохранения; дефицит медицинских кадров; недоверие населения отечественной системе здравоохранения; отсутствие контроля над исполнением Программы; и незаинтересованность населения в собственном здоровье".
Программа "Саламатты Қазақстан" содержит пять мероприятий, направленных, в том числе, на решение проблемы онкологических заболеваний, объем расходов, которого составил 17,7 млрд. тенге, что примерно равно 23,6% от всего объема средств, выделенных на Программу. Мониторинг эффективности расходов государственного бюджета на профилактику и лечение онкологических заболеваний проводился в Павлодарской, Северо-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областях: по официальной статистике именно в этих областях уровень онкологических заболеваний самый высокий по стране.
"Казахстан является одним из немногих государств, где бюджет полностью обеспечивает финансирование онкологической помощи населению. Однако в этой сфере остается много нерешенных проблем, таких как: дефицит кадров – только 48% районных онкологов (126 специалистов) являются основными работниками, остальные врачи – специалисты других профилей, работающие по совместительству; нехватка коек онкологического профиля – на 2012 год их число составило 2996 при необходимом количестве 4130 коек; отсутствие хосписов – только 5% населения страны имеют доступ к паллиативной помощи в рамках хосписной службы", – отмечает Сергей Гуляев, генеральный директор ОФ "Десента".
Фонд Сорос-Казахстан на протяжении 5 лет поддерживает проекты, направленные на повышение прозрачности и подотчетности по исполнению различных государственных программ. "Подобные мониторинги – хороший инструмент, позволяющий замерять эффективность расходов по государственным программам на республиканском уровне. Однако, еще важнее, чтобы население использовало его результаты для улучшения жизни в своих областях, районах и селах", – заключила Анна Ян, координатор программы "Прозрачность и подотчетность" ФСК.
По результатам исследований, полный текст которых доступен на сайте ФСК www.soros.kz, разработаны рекомендации, адресованные Правительству и местным исполнительным и представительным органам, другим представителям гражданского общества, международным организациям.

-----

Краткая информация по проекту "Оценка эффективности реализации Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан "Саламатты Қазақстан" на первом этапе"

Проект "Оценка эффективности реализации Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан "Саламатты Қазақстан" на первом этапе" осуществлялся Общественным фондом "Центр социально-политических исследований "Стратегия"" (г. Алматы) с июня по декабрь 2013 года на средства гранта Фонда Сорос-Казахстан в рамках Программы "Прозрачность государственных финансов".
Основными методами сбора информации были выбраны опрос населения (опрошено 1094 респондента в 8 регионах Казахстана) и экспертные интервью (опрошено 17 экспертов в г.г. Алматы и Астана, из числа медицинских работников, представителей НПО и менеджеров здравоохранения). "Полевой" этап исследования проводился в августе-сентябре 2013 года.
Основная задача исследования эффективности реализации Программы была связана с характеристикой результата исполнения, т.е. с соотношением результата управления Программой с социальными ожиданиями (потребностями) населения и медицинского сообщества и выявлением, таким образом, ее общественной и частной актуальности и ценности.
Оценка проводилась по 3 критериям: обеспеченность Программы основными ресурсами, для успешной реализации, а именно, нормативно-правовой базой, материально-технической базой, кадрами и финансами; уровень информированности населения и медицинского персонала о Программе, как критерий реализации принципа вовлеченности и ориентировании целевых групп в управленческом процессе; качество исполнения мероприятий по направлениям Программы, как критерий результативности реализации Программы.
1. По результатам исследования, отмечен хороший уровень обеспеченности Программы нормативно-правовой базой и финансами. Заметное улучшение ситуации наблюдается в состоянии материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений и обеспечении лекарственными средствами. Наиболее проблемным, с точки зрения экспертов, остается кадровый вопрос. Во-первых, в отрасли сохраняется дефицит кадров на уровне первичного звена. Во-вторых, отмечаются низкие темпы восполняемости кадров. В-третьих, не теряет свою актуальность вопрос о несоответствии врачей квалификационным требованиям, в частности: отсутствие профессиональной мотивации у "молодых специалистов" и низкий уровень квалификации.
2. По уровню информированности населения и медицинского персонала о Программе. По результатам интервью с экспертами заметны пробелы в работе с медицинскими работниками. Имеют место случаи неинформированности о Программе, даже на уровне завотделений и врачей, разночтения и непонимание в постановке задач.
Опрос населения показал, что в общественном мнении также не сложилось целостного представления о Программе. Большинство опрошенных – 62,1% (на момент исследования; август 2013г.) – не смогли идентифицировать Программу по ее названию во время опроса.
В то же время, опрос показал, что население достаточно хорошо информировано о некоторых отдельных направлениях Программы (скрининг, интернет-портал "Бюро госпитализации"). Это свидетельствует о том, что в общественном мнении "части" распознаются и оцениваются гораздо успешнее "целого", а само общественное мнение в отношении Программы имеет еще не устоявшуюся структуру.
Программа "Саламатты Қазақстан" не получила должной поддержки со стороны казахстанцев. Только 14% опрошенных считает, что за исполнение Программы ответственно все общество в целом. В большинстве случаев Программа рассматривается как перечень мероприятий и предписаний, необходимых для исполнения только работниками медицинской сферы.
3. Качество исполнения мероприятий по направлениям Программы, как критерий результативности реализации Программы. В ходе интервьюирования экспертов просили оценить текущие изменения ситуации в сфере здравоохранения по основным направлениям реализации Программы (6 направлений). Наиболее успешно идет реализации таких направлений как профилактика, диагностика и лечение основных социально значимых заболеваний и развитие Единой национальной системы здравоохранения. Наименее заметны изменения в ситуации, связанной с совершенствованием санитарно-эпидемиологической службы.
Отталкиваясь от постулата, что о реформах в системе здравоохранения, население судит по качеству оказания медицинских услуг, на уровне населения проводился замер уровня удовлетворенности качеством предоставления медицинских услуг и системой здравоохранения в целом. По результатам опроса населения, каждого второго качество здравоохранение (53,6%) устраивает, при этом каждый третий (38,9%) высказал свое неудовлетворение им.
Несмотря на все мероприятия, реализуемые в рамках программы "Саламатты Қазақстан", большая часть населения (44,8%) придерживается мнения о том, что в целом за последние три года ситуация в казахстанском здравоохранении осталась без изменений, а каждый десятый (10,7%) считает, что она даже ухудшилась. Только треть опрошенных считает, что за последнее время качество предоставления медицинских услуг улучшилось (38%). Большая часть опрошенных не заметила каких-то качественных изменений (47,6%). Изменилось ли отношение персонала к посетителям: 32% считает, что улучшение есть, 44% – не заметили разницы.
Что касается прогнозов качественного изменения ситуации по результатам исполнения Программы, то на уровне населения доля положительных ожиданий составляет 63%; средний прогнозный показатель экспертов – 70%.
В общественном мнении преобладает суждение о том, что программа "Саламатты Қазақстан" была хорошо задумана, но плохо исполняется на местах (47,7%). Также в представлениях населения негативное влияние на процесс реализации Программы "Саламатты Қазақстан" оказывают такие факторы как:
– коррупция в сфере здравоохранения;
– дефицит медицинских кадров;
– недоверие населения отечественной системе здравоохранения;
– отсутствие контроля над исполнением Программы;
– незаинтересованность населения в собственном здоровье.
Программа по своему содержанию и направленности вызывает одобрение и поддержку у подавляющего большинства экспертов, основные замечания касаются вопросов ее реализации. В список рисков эксперты отнесли следующие аспекты:
– короткий срок действия Программы для реализации таких масштабных задач.
– человеческий фактор: низкий уровень инициативы "снизу-вверх", инертность и консервативность медицинских работников. По оценкам экспертов, реформа системы здравоохранения не может быть осуществлена одномоментно, это длительный процесс, который связан как с адаптацией медицинской инфраструктуры под нужды новой системы, так и с переменой в умах.
– "накручивание" результатов исполнения мероприятий по Программе на местах.
– невысокий уровень ответственности непрофильных ведомств и местных органов власти при реализации межведомственного и межсекторального подхода для исполнения Плана мероприятий по Программе.
– состояние первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). Основными проблемами ПМСП были названы: нехватка и качество подготовки кадров, устаревшая материально-техническая база и недостаточное финансирование.
– низкий уровень культуры сохранения здоровья у населения. Низкий уровень ответственности населения за сохранение своего здоровья делает Программу на 30% менее эффективной.
– слабая информационная кампания, и, как следствие, недостаточный уровень информирования медицинского персонала и населения о Программе.
– отсутствие объективного и критического анализа промежуточных результатов с целью корректировки задач, бюджетов, плана мероприятий.
Таким образом, если вернуться к проблемам управления, то становится понятным, что как минимум две из них – поддержка общественностью и адаптация целевых групп к изменениям вследствие внедрения новых управленческих подходов – имеют зыбкое основание, что создает определенные риски для дальнейшей реализации Программы.

-----

Краткая информация по проекту "Мониторинг эффективности расходов государственного бюджета на профилактику и лечение онкологических заболеваний"

Проект "Мониторинг эффективности расходов государственного бюджета на профилактику и лечение онкологических заболеваний" осуществлялся Общественным фондом "Десента" (г. Павлодар) с ноября 2012 по октябрь 2013 года на базе Павлодарской, Северо-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областей на средства гранта Фонда Сорос-Казахстан в рамках Программы "Прозрачность государственных финансов".
В проекте использовались следующие методы: кабинетное исследование (анализ законодательства, иных документов); анкетный опрос пациентов, интервью с экспертами и заинтересованными лицами, официальные запросы в Минздрав РК, областные управления здравоохранения и т.д.
Основной задачей проекта было поставлено сделать анализ ситуации в сфере финансирования решения проблемы онкозаболеваний, в том числе, проанализировать расходы государственного бюджета 2012 года на решение данной проблемы в трех регионах.
Анализ проводилась на основании оценки 3 составляющих параметров эффективности здравоохранения: медицинской, социально-значимой, экономической.
1. Медицинская эффективность – это степень достижения медицинского результата. В отношении одного конкретного больного – это выздоровление или улучшение состояния здоровья, восстановление утраченных функций отдельных органов и систем.
Согласно целевым показателям Программы за пять лет планируется улучшить показатель удельного веса 5-летней выживаемости больных со злокачественными новообразованиями с 51,6% до 52,5%, то есть на 0,9%.
Достигнутые результаты: наблюдается незначительный рост показателя 5-летней выживаемости больных за последние 3 года с 50,2% (2009 год) до 51,4% (2011 год). При этом минимальный показатель 5-летней выживаемости наблюдается при раке печени, поджелудочной железы и легкого. Относительно низкий показатель 5-летней выживаемости связан с тем, что 46% больных с онкологическими заболеваниями выявляются и начинают лечение в запущенных стадиях (III-IV стадии).
Доступность онкологической помощи населению не соответствует современным требованиям. Количество онкологических кабинетов, составляет примерно 84% от норматива. Сохраняется дефицит кадров, только 48% районных онкологов (126 специалистов) являются основными работниками, остальные врачи –специалисты других профилей, работающие по совместительству. Коечный фонд организаций онкологического профиля не соответствует установленным нормативам (2,5 койки на 10000 населения). На 1 января 2012 года количество коек онкологического профиля составило 2996 при необходимом количестве – 4130 коек. Только в 6 регионах республики функционируют хосписы. Полный спектр услуг могут получить только жители таких городов как Астана и Алматы.
2. Социальная эффективность – это степень достижения социального результата. В отношении конкретного больного – это возвращение его к труду и активной жизни в обществе, удовлетворенность медицинской помощью. На уровне всей отрасли – это увеличение продолжительности предстоящей жизни населения, снижение уровня показателей смертности и т.п.
Данный эффект поддается оценке, хотя многие характеристики данного вида эффективности являются очень условными и субъективными. Вместе с тем, значительное количество опрошенных пациентов дали положительную оценку условиям, качеству, результатам работы онкодиспансеров. По результатам исследования, по итогам 2012 г. по трем областям Казахстана количество пациентов, у которых было выявлено заболевание и удалось продлить их жизнь и активность, насчитывается около 30 тысяч.
При этом надо отметить, что значительное количество пациентов сталкивалось с отказом в предоставлении услуг: в ВКО почти 99% респондентов, в Павлодарской области – около 93%, в СКО – почти 39%.
3. Экономическая эффективность – это соотношение полученных результатов и произведенных затрат.
Общий объем расходов, выделенных на реализацию мероприятий по решению проблемы онкологических заболеваний, в рамках Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан "Саламатты Қазақстан" на 2011 – 2015 годы составляет 17,7 млрд. тенге, что соответствует примерно 23,6% от всего объема средств, выделенных на реализацию Программы в целом. В Программе развития онкологической помощи содержатся задачи, которые можно охарактеризовать как ясные, конкретные и выполнимые; четко прослеживается логика воздействия на проблему и ясны ожидаемые результаты. Вместе с тем, показатели целевых индикаторов, по оценкам исследователей, не соответствуют затратам, направленным на их достижение, и предположительно могли быть выше.
В целом, экономический эффект от расходов на развитие онкологической помощи сложно поддается оценке: сложно проследить соотношение затрат, понесенных на лечение пациента и произведенного эффекта/результата. В том числе из-за отсутствия в открытом доступе информации по самым важным индикаторам – процент снижения смертности, процент выживаемости пациентов после примененного к ним лечения.
По косвенным данным можно выдвинуть предположение, что при таком объеме финансирования эффект, выраженный в повышении процента раннего выявления и, соответственно, своевременном лечении и выздоровлении пациентов, мог быть более ощутимым. Кроме того, при условии воздействия на причины роста заболеваемости, мы также могли бы говорить о большем эффекте от произведенных затрат.
По результатам проекта возникает вопрос: почему при условии внедрения скрининговых программ, которые уже показали (согласно официальным отчетам) хорошие результаты по раннему выявлению онкологических заболеваний по результатам 2012 г. и увеличению бюджета на развитие онкологической помощи, Программа предлагает такие сравнительно невысокие показатели по снижению смертности от онкозаболеваний и увеличению 5-летней выживаемости онкобольных?


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Медицина Мангистау: реалии и перспективы 25.02.2014
Экспертами дана оценка эффективности реализации 1-го этапа Государственной программы "Саламатты Казахстан" 19.02.2014
В Казахстане усиливается требование к присвоению квалификационных категорий медицинским работникам и будет внедряться независимая оценка практических навыков 05.02.2014
В Казахстане в онкологических диспансерах открываются хосписные центры 04.02.2014
За последние 3 года в Казахстане удалось снизить смертность от болезней системы кровообращения практически в 2 раза 03.02.2014
Здравоохранение: Итоги-2013 в цифрах 30.01.2014
О развитии транспортной медицины в Казахстане 28.01.2014
В 2013 году жители Мунайлинского района чаще других становились пациентами наркодиспансера 20.01.2014
Компания "Емир Ойл" должна выплатить еще более 26 миллионов тенге 17.01.2014
Ученые доказали, что лежать на диване, ругаться и есть жирное – полезно, а убираться и часто мыться – вредно 14.01.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.05.20 Вторник
81. ТУЛЕМИСОВ Шаганбек
80. ЧЕРДАБАЕВ Равиль
73. ЩЕРБАКОВ Федор
72. ИБРАГИМОВ Алмаз
68. ЖЕКСЕМБИН Борибай
68. НУРЕКИН Сейтботтал
64. БУЛЕКБАЕВА Шолпан
63. АБИШЕВ Хабылсаят
62. КИЛИБАЕВ Бахытжан
60. ТУЛЬТАЕВ Жанболат
58. МАТАЕВ Габит
56. АШИМОВ Болат
55. АЗИМБАЕВ Нургали
54. СУЛТАН Адил
52. КИШКИМБАЕВА Сауле
...>>>
27.05.20 Среда
89. ХАН Гурий
86. КИПШАКБАЕВ Нариман
83. ЖОЛДАСБЕКОВ Мырзатай
80. ТУРГАНБЕКОВ Асылмурат
68. ТОГАЕВ Адиль
64. МАЛИНОВСКИЙ Виктор
64. НУРГИСАЕВ Серикбай
62. ТЮТЕБАЕВ Серик
61. СУЛТАНБЕКОВ Турарбек
60. БЕКЕТАЕВ Нурболат
60. ОСПАНОВ Серикжан
60. ОТЫНШИН Раукен
54. АХМЕДЖАНОВА Айгуль
51. САДУОВ Ерлан
49. ВАРЕНКО Николай
...>>>
28.05.20 Четверг
76. КИЛЬМАШКИН Николай
74. ТУРСУНКУЛОВ Шахайдар
73. СЫТОВ Юрий
71. КАБДЕНОВ Канат
69. ЕЛЕУСИЗ Канатбай
69. САДАНОВ Аманкелди
68. КОШИМБЕКОВ Мурат
65. БОГДАШКИН Фаат
60. АРПАБАЕВ Еркимбек
59. РАМАЗАНОВ Тлеккабул
59. РАХМЕТОВА Сауле
59. СЕМГАЛИЕВ Мэлс
58. ЗАКАРГАЕВА Роза
58. СЕЙТЖАНОВ Мелес
52. ЖАНГАУЛОВ Ержан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Top.Mail.Ru
zero.kz